1.1 Исторический аспект возникновения мужской прически.
Истоки парикмахерского искусства уходят в глубокую древность.
Известно, что уже за 2-3 тысячи лет до новой эры нашим предкам было
свойственно украшать свою внешность прической. Проходили века, постепенно
человек вносил в создаваемые им предметы, в том числе в прическу, свое
представление о красоте, которое отражает и его индивидуальный вкус, и
общий эстетический идеал, присущий конкретной эпохе. Но одежда и прическа
оказываются также утилитарными и социальными. У разных народов
сформировался свой стиль и определенные традиции, связанные с природными
условиями страны и положением человека в обществе.
Изучение истории парикмахерского искусства представляет не только
познавательный интерес, но и практическую ценность, так как некоторые
детали можно использовать и в настоящее время.
Интересную форму причесок создали в Древнем Египте. Для выполнения
такой сложной прически требовались услуги специально обученных рабов.
Египтяне окрашивали свои волосы хной, украшали прически декоративными
элементами.
Модным цветом волос в Древней Греции считался белокурый. В
классический период повседневная прическа состояла из коротко остриженных
волос, « полной « от виска до виска недлинной бороды и усов. Некоторые
щеголи носили длинные волосы, завитые в локоны и подхваченные золотым
обручем. В торжественных случаях укладывали волосы надо лбом в виде
красивого банта, так называемой цикадой.
Греческие женщины носили длинные волосы и знали несколько типов
причесок, но классической прической можно считать так называемый греческий
узел – коримбос. При этой прическе длинные волосы расчесывали на прямой
пробор, завивали волнами и довольно низко спускали их на лоб, так как, по
эстетическим понятиям того времени , лоб должен быть невысоким. Далее
волосы спускали вдоль щек, а сзади приподнимали и на затылке укладывали в
узел, скрепляя шпильками и узкими ленточками. Часто волосы укладывали в
сетку, сплетенную из золотых шнуров, или надевали изящное украшение –
стефану. Стефаны имели разнообразную форму и всегда были богато украшены.
Мужская прическа в различные периоды римской истории была разной.
Волосы могли быть и завиты в локоны, и расчесаны гладко, с челкой надо
лбом.
Обычно римляне брили лицо. Однако в моде были и небольшие завитые бородки
Очень многообразны и сложны были прически римских патрицианок. В
некоторые периоды носили гладко причесанные волосы, разделенные на прямой
пробор: иногда завивали волосы в длинные локоны, иногда носили « греческие»
прически . Но истинно римскими были высокие прически из локонов,
укрепленные на каркасе. Веерообразный каркас укреплялся надо лбом и по
форме напоминал русский кокошник. На него крепились аккуратными рядами
локоны. Остальные волосы, заплетенные в косу, укладывались на затылке в
виде корзиночки. Модными считались белокурые и русые волосы.
История культуры феодального общества делится на два основных
периода: раннее «9 – 12» века и позднее «13 –15 века». Огромную роль в
жизни людей начинает играть церковь, поэтому и развитие парикмахерского
искусства зависело от регламентации церкви, которая стремилась усмирить
«греховную человеческую плоть».
В период раннего развития средневековья мужская прическа была
примитивной: волосы подстрижены до мочки ушей, а спереди челка.
В 11 веке носили длинные волосы, распущенные по плечам.
Девушки носили либо длинные косы, либо распущенные волосы,
подхваченные вокруг головы обручем, а замужние женщины скрывали волосы под
головным убором. Чаще всего таким убором служил круглый платок из белой
ткани с отверстием для лица.
В 15 веке огромное значение приобрели головные уборы, в частности
чепцы, а прическа, наоборот утратила свое значение. Модным считалось
открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи.
Для этого волосы надо лбом и затылком подбривали.
Эпоха Возрождения, или Ренессанс, была важнейшим этапом в истории
парикмахерского искусства. В это время в Италии у мужчин считалось модной
прической двух основных типов: волосы или гладко зачесаны назад, или носили
прическу с челкой. Лицо гладко брили.
У женщин особенно красивыми считались золотые волосы. Красивым
считался высокий лоб. Прическа могла быть очень сложной и изысканной. Она
состояла из комбинаций кос , локонов, украшенных жемчужными бусами,
вуалями, лентами. Иногда молодые девушки носили распущенные волосы. В Испании у мужчин в моде была короткая стрижка, а также борода и усы.
Испанки носили простую и строгую прическу, чаще всего так называемое бандо:
расчесанные на прямой пробор волосы спускались вдоль щек, а сзади
складывались в шиньон. Волосы красиво убирали цветами, обручами,
драгоценностями. Во Франции в прическах появились самобытные черты,
отражающие вкусы складывающейся нации. Особое влияние на мужские прически
оказал последний король 16 столетия Генрих 4. В моду вошли зачесанные назад
волосы, закрученные назад усы и маленькая острая бородка. Поскольку король
рано начал седеть, в моду вошла пудра для волос, но пудрили в это время
только виски.
В первой половине 16 века прическа у женщин имела вид двух полукруглых
валиков, уложенных надо лбом, и обычно украшалась бусами или небольшим
выгнутым в форме прически чепчиком с вуалью. В конце 16 века форма женской
прически существенно меняется. Появляется прическа двух типов. Волосы либо
завивали рядами волн и зачесывали назад, либо поднимали высоко вверх, где
закрепляли на проволочном каркасе. Иногда дамы носили парики.
На мужские и женские прически англичан очень повлияла внешняя пышность
двора королевы Елизаветы. Волосы мужчин коротко стригли, но их костюмы были
украшены вышивкой, бордюром, драгоценными камнями и кружевами. Женщины
носили сложные прически, украшая их чепцами и головными повязками. Иногда
носили парики.
В 17 веке Франция становится законодательницей в области мод и
причесок. Окончательно складывается стиль барокко , наиболее полно
выражающий вкусы аристократии этого времени. Прически эпохи барокко были
всецело подчинены этикету двора и отличались пышностью, чопорностью,
огромным количеством украшений и сложной техникой выполнения.
В начале 17 века прическа у мужчин состояла из длинных волос,
распущенных по плечам. Дворяне отпускали маленькую бородку и небольшие усы
у края губ. Позже вошли в моду парики. Пышная прическа состояла из массы
длинных, завитых в локоны волос, причем модным цветом волос считался
белокурый. Этот парик напоминал львиную гриву.
Женская прическа в течение второй половины 17 века менялась бессчетное
количество раз. Из кратковременных мод можно выделить несколько типов
причесок. В 60-х годах прическа еще сохраняла некоторую естественность.
Волосы расчесывали на прямой пробор и пышно взбивали над висками, скрепляя
сзади на шее, а завитые концы волос спускали в виде двух длинных локонов на
плечи. С 70-годов прическа стала напоминать по форме мужской парик. Локоны
укладывали рядами так высоко, что иногда прическа возвышалась надо лбом на
50-60 сантиметров. Иногда дамы этого времени носили гладкую прическу с
узлом, сколотым на затылке, так называемый узел смирения.
С 90-х годов в моду вошла прическа фантанж. Она состояла из комбинации
локонов, уложенных на голове рядами и для твердости смазанных белком, и
выгнутого в различные фантастические формы проволочного каркаса,
украшенного сложенным в складки газом, кружевом, цветами и лентами. В
случае необходимости прическа дополнялась искусственными волосами.
В первой половине 18 века появляется стиль рококо, который как бы
завершает развитие стиля барокко. Рококо – декоративный стиль, носящий
черты хрупкости, утонченности, некоторой манерности и чувственности. Эти
черты присутствовали и в мужских и в женских прическах.
Мужские прически рококо были небольшими по объему. Волосы завивались в
локоны, а иногда гладко зачесывали назад. Сзади их завязывали черной лентой
или прятали в черный мешочек. Обычно волосы пудрили. В моду вошли белые
пудреные парики.
Женская прическа также была небольшой и состояла из локонов поднятых
вверх, сколотых на затылке и украшенных лентами, пучками перьев, цветами,
нитками жемчуга. Волосы обычно пудрились. В 70-х годах 18 века прически
становятся особенно сложными. На изготовление модной прически – «куафюры»-
уходило по несколько часов. Женщины старались сохранить ее в
неприкосновенности на несколько дней. Прически делали следующим образом.
Волосы расчесывали, на макушку ставили легкий каркас, на который поднимали
и крепили волосы, далее их завивали, пудрили и, наконец, приступали к
украшению. Для этого использовали ленты, цветы, кружева. Иногда на голову
водружалась целая корзина с плодами или даже макет корабля со снастями и
парусами. Иногда на голове была масса драгоценностей, которые превосходили
вес самой головы.
Французская революция 1789 года принесла с собой новые течения,
которые отразились и на прическах .Вдохновленные идеями Свободы, Равенства,
Братства, идеологи Французской революции обратились к образам античного
мира, черпая у древних идеи демократии, строгость нравов и эстетические
идеалы. Вторая половина 18 века- это период классицизма как ведущего
стилевого направления. У мужчин волосы коротко острижены и пудра вышла из
употребления. Женские прически имели многообразные формы, но очень
упростились, сделались ниже, волосы перестали пудрить и завивали в локоны.