logo
fwd (4) / Традиционная худ

5 Класс

Вводный раздел. Россия – наш общий дом (6 часов)

Раздел 1. Художественный мир народных праздников

1.1. Праздничный календарь (4 часа)

1.2. Древние мифы и праздники (4 часа)

1.3. Зимние праздники (6 часов)

1.4. Весенние праздники (6 часов)

1.5. Летние и осенние праздники (6 часов)

6 класс

Раздел 2. У родного очага

2.1.Жизнь человека в фольклоре (8 часов)

2.2. Образы народных игр (8 часов)

2.3. Народное зодчество и художественное убранство жилища (8 часов)

2.4. Искусство народного костюма (8 часов)

7 класс

Раздел 3. Виды народного художественного творчества

3.1. Устное народное творчество (4 часа)

3.2. Народное песенное творчество (4 часа)

3.3. Народная инструментальная музыка (6 часов)

3.3. Народное театральное творчество (8 часов)

3.4. Народное танцевальное творчество (8 часов)

3.5. Народное декоративно-прикладное творчество (2 часа)

8 класс

Раздел 4. Вечные образы и ценности многонационального искусства России

4.1. Родная земля (8 часов)

4.2. Тепло родного очага (4 часа)

4.3. Свет материнства (4 часа)

4.4. Герои и красавицы (8 часов)

4.5. Душа народа – душа России (4 часа)

Основное содержание курса.

5 класс

Вводный раздел. Россия – наш общий дом

Народы России: многообразие национальных языков, обычаев, традиций, вероисповедания, отражающееся в художественной культуре. Традиции взаимопонимания, взаимоуважения и взаимного интереса к культурам и художественному творчеству разных народов в нашей стране.

Четыре языковых семьи, в которые входит основная часть населения России: индоевропейская, алтайская, уральская и северокавказская. Основные языковые группы: славянская, тюркская и финно-угорская.

Православие (одно из направлений христианства) как наиболее распространенная в России религия. Старообрядчество и старообрядцы в России. Представители многих других религиозных конфессий (мусульмане, католики, протестанты, буддисты и другие), в России.

Остатки древних культов духов, шаманизм, тотемизм (культ животных-медведя, лося и т.д.) у некоторых народов Севера и других регионов России.

Автономные республики Российской Федерации (Башкирская, Бурятская, Дагестанская, Ингушская, Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Татарская, Тувинская, Удмурдская, Хакасская, Чиченская, Ингушская, Чувашская, Якутская) как центры сохранения и развития национально-культурных традиций коренных народов России.

Общее в художественной культуре народов России: воплощение в художественных произведениях любовь народа к родной земле, родному очагу, матери, природе, детям, уважение памяти предков, интерес к своему культурно-историческому наследию. Самобытные художественные традиции народов Поволжья, Сибири, Севера, Кавказа и других регионов. Обусловленность национальных традиций художественной культуры особенностями ландшафта, историей того или иного народа, его верой, национальным характером (менталитетом), представлениями о мире (национальными образами мира).

Необходимость уважительного отношения к художественным традициям, обычаям и другим национальным особенностям каждого из народов, проживающих в современной России.

Ключевые понятия: “народ”, “народная художественная культура”.

Многозначность понятия “народ”. Народ как этнокультурная общность, как синоним понятия “этническая группа” или “национальность” (русские, татары, марийцы, чуваши, эвенки, якуты и т.д.).

Художественная культура народа (или народная художественная культура) как коллективная память поколений, в которой накапливается и перерабатывается их опыт. Народная художественная культура как совокупность художественных ценностей того или иного народа, воплощенная в народном творчестве и профессиональном искусстве, а также так же форм и способов их создания, бытования, сохранения, распространения и развития .

Источники самостоятельного изучения школьниками художественной культуры народов России: книги, выставки и музеи народного искусства, и т.д.

Литература для учителя

Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.

Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры.Ростов-на-Дону,1992.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1990.

Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.

Гусев В. Е. Русская народная художественная культура. Теоретические очерки. СПб., 1993.

Каргин А.С. Народная художественная культура. М.,1997.

Лурье А. Историческая этнология. М., 1998.

Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров// Тезисы международной научно-практической конференции. М., 1994.

Народы Европейской части СССР. М., 1964.

Народы России: Энциклопедия. М.,1994

Народы мира: историко - этнографический справочник. М.,1988.

Народы и религии мира: Энциклопедия. М.,1998

Народы мира. СПб., 1999.

Некрасова М. А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности. М., 1983.

Расы и народы. М.,1984

Русские. Этносоциологические очерки. М.,1992.

Русская палеография. М., 1992

Страны и народы (в 20т.) М.,1978-1985

Страны, народы, цивилизации. М.,2000.

Федотов Г. П. Письма о русской культуре// Русская идея. 1992. С. 379-419.

Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.

Этнознаковые функции культуры. М., 1991.