logo
Планы семинарских занятий

Культура XIX века.

I. Роль немецкой классической философии в формировании духовной культуры конца XVIII-начала XIX в.

а) Философская система Канта: нравственные и эстетические идеи.

б) Гегель, Маркс - противоположность методов исторического мышления и понимания культуры.

в) Антропологический материализм Фейрбаха и его основные этические ценности.

II. Романтический стиль в жизни и в искусстве первой четверти XIX века. Становление индивидуалистического романтизма:

а) В литературе: Г.Байрон, П.Б.Шелли, В.Гюго, Ж.Санд, Г.Гейне, А.Дюма, Ж.Верн, В.Скотт, В.А.Жуковский, К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов.

б) В изобразительном искусстве: Ф.Гойя, Ж.Л.Давид, Э.Делакруа, О.А.Кипренский, В.А.Тропинин, К.П.Брюллов. в/ В музыке: Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Ф.Лист, М.И. Глинка.

III. Зарождение реализма и психологизма в 30-50-х гг. XIX в.

а) В литературе: О.Бальзак, Ч.Диккенс, В.Теккерей, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П. Чехов.

б) В изобразительном искусстве: О.Домье, Ж.Ф.Милле, Г.Курбе, А.А.Иванов, П.А.Федотов, В.Г.Перов, И.Н.Крамской, Н.А. Ярошенко, И.Е.Репин, В.И.Суриков, А.Саврасов, Ф.А.Васильев, И.И.Левитан, Н.Н.Шишкин.

в) В музыке: Дж.Верди, Б.Сметана, И.Штраус, Ж.Бизе, А.С. Даргомыжский, М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский.

IV. Многообразие художественных стилей и направлений XIX века.

а) Романтизм.

б) Реализм.

в) Критический реализм.

г) Символизм.

д) Натурализм.

е) Академизм.

ж) Импрессионизм.

з) Постимпрессионизм.

и) Модерн.

V. Научные открытия и технические достижения, их влияние на культуру /Развитие промышленной химии, изобретение фотографии, появление звукозаписывающей аппаратуры /фонограф/, линотипновая типографическая машина, возникновение кинематографа/.