logo
5192

Введение

Музыкальный видеоклип – одно из наиболее симптоматичных явлений современной молодежной субкультуры. В ХХ веке чрезвычайно актуализировалась тенденция к синтезу различных видов искусств. Проявлением этого процесса стало большое многообразие в рамках молодежной музыкальной субкультуры синтетических жанров, таких как рок-балет, брейк-данс, рок-н-ролл и др. В таком контексте явление визуализации как таковое и феномен музыкального клипа, в частности, представляются в некотором роде преемственными и показательными как с точки зрения совмещения музыки с многоплановым видеорядом, так и с позиции воплощения основных концептуальных закономерностей молодежного музыкального пространства.

Музыкальный видеоклип функционирует на грани между музыкой и кино, кино и телевидением, музыкой и рекламой, собственно между художественным творчеством и бизнесом. Кроме того, существуя в рамках медиакоммуникаций, клип органично влился в пространство современной молодежной эстетики, репрезентируя всем своим существом эстетические принципы постмодернистского мировоззрения.

Будучи своеобразной квинтэссенцией качеств и свойств «продукта» современной молодежной субкультуры, музыкальный клип не является порождением исключительно музыкального искусства. Видеоформа массового музыкального «продукта» оказывается условием и свидетельством его максимального коммерческого успеха. Используя выработанные в сфере киноискусства стереотипы восприятия – эмоциональные и образные, клип существенно усиливает коммуникативные возможности целого, транслируя посредством визуального ряда дополнительные смыслы и по-новому освещая смысл музыкальной составляющей.

В то же время определение музыкального видеоклипа как жанра киноискусства представляется односторонним, не вполне адекватным, так как ориентировано скорее на процесс создания (производства) продукта, а также на способ его потребления. Важной является изначальная творческая мотивация, то есть, чаще всего намерение «проиллюстрировать» музыкальный материал, дать его прочтение видеосредствами, создавая новый синтетический, а именно, визуализированный музыкальный материал. Конечно, в ряде случаев музыкальная составляющая отходит на второй план, уступая место яркому, захватывающему зрительному сюжету, создающему дополнительные смыслы. Тем не менее, именно музыкальный «посыл» является основным истоком всех последующих этапов создания клипа.

Под клипом часто понимается вид рекламной продукции, предназначенный для трансляции по электронным средствам массовой информации. Здесь клип характеризуется малым объемом: его разовый прогон обычно занимает около трех минут. С другой стороны, клип определяется как вид аудиовизуальной и даже просто вид кинопродукции. Все эти характеристики отражают хотя и важные, но все же частные аспекты: функциональную направленность как таковую либо специфику изобразительного ряда в музыкальном ролике, когда музыкальный компонент учитывается лишь косвенно. Адекватное же рассмотрение музыкального клипа предполагает более полный анализ всех его составляющих в их взаимосвязи.

Целью контрольной работы является рассмотрение музыкального видеоклипа в соотнесенности с общими тенденциями развития современной молодежной субкультуры.

В соответствии с тематикой мыслятся основные задачи:

1) познакомиться со сложным и многоаспектным феноменом музыкального видеоклипа в процессе изучения учебно-методической, научной и другой литературы, материалов электронных источников;

2) реферативно изложить изученный материал по теме контрольной работы.

Предполагается освещение следующих смысловых аспектов:

1) Синтетическая природа музыкального видеоклипа. В этой связи клип осмысливается как род современного музыкального творчества, рассматривается значение и роль его составляющих компонентов.

2) Мифологическая природа видеоклипа. Данный аспект рассматривает условия и методы визуализации музыкального материала, а также мифологическую реальность в рамках молодежной эстетики клипа.

Высказанные положения позволяют трактовать музыкальный видеоклип не просто как рядовое явление шоу-бизнеса (как это часто происходит), а распознать в нем специфический феномен современной молодежной субкультуры, всем своим существом корреспондирующий к фундаментальным тенденциям ее развития.