Совершенствование нормативно-правовой базы
Социально-экономические изменения, возникновение новых государственных и общественных структур, преобразования в социокультурной среде, информационной и технико-технологической сферах оказывают существенное влияние на музейную деятельность. Происходящие изменения должны найти отражение в действующем законодательстве.
В связи с этим вносятся следующие предложения правового характера:
государственное поощрение благотворительной деятельности в сфере культуры в форме налоговых льгот;
расширение полномочий музеев в части, касающейся привлечения внебюджетных источников финансирования;
предоставление налоговых льгот при формировании ценовой политики на музейные продукты и услуги;
освобождение музеев от уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе культурных ценностей на территорию Российской Федерации, приобретенных музеями в целях пополнения государственной части Музейного фонда Российской Федерации;
нераспространение требований законодательства о государственных закупках на деятельность музеев (оказание услуг), осуществляемую за счет средств спонсоров и благотворительных организаций, а также в ходе исполнения бюджетными учреждениями государственных контрактов и гражданско-правовых договоров;
совершенствование порядка проведения экспертизы культурных ценностей, закрепление на законодательном уровне положений о деятельности экспертной фондово-закупочной комиссии;
установление единых правил учета, хранения и использования музейных предметов. Необходимо принять разработанные Минкультуры России «Единые правила организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций в Российской Федерации»;
правовое регулирование отношений между музеями, туристскими организациями и другими хозяйствующими субъектами в отношении рационального использования природного и культурного наследия. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» не содержит положений, регулирующих отношения туристских организаций с музеями и музеями-заповедниками;
выработка профессиональных стандартов и критериев оценки музейной деятельности.
Данные предложения могут быть реализованы как путем внесения изменений в действующее законодательство, так и разработки нового федерального закона о музейном деле. В законодательных новшествах должен быть отражен значительно более широкий круг отношений, связанных со стратегией организации, управления и развития музейного дела в Российской Федерации, модернизацией системы охраны музейных предметов, введением инновационных технологий по хранению музейных предметов, сохранения Музейного фонда Российской Федерации, а также информационной безопасности музеев.
Следует внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (часть II) в части предоставления льгот по освобождению от налогообложения услуг по видам музейной деятельности, аналогично архивным учреждениям, и в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Нуждаются также в совершенствовании административные регламенты по формированию и управлению Музейным фондом Российской Федерации.
- Общие положения
- Цель и задачи
- Приоритетные направления музейной деятельности
- Музей в системе образования
- Музей как фактор повышения качества жизни
- Музей как инструмент сохранения и презентации недвижимых объектов культурного и природного наследия
- Музей в системе туризма
- Музей как пространство многоуровневой коммуникации
- Научно-исследовательская деятельность музеев
- Сохранение и пополнение Музейного фонда Российской Федерации
- Экспозиционно-выставочная деятельность
- Новые технологии музейной деятельности
- Стандарты музейной деятельности
- Модернизация управления музейной деятельностью
- Укрепление материально-технической базы
- Проектирование и создание новых музеев
- Кадровое обеспечение
- Развитие музейной сети Российской Федерации
- Международная деятельность музеев
- Совершенствование нормативно-правовой базы
- Ожидаемые результаты реализации Концепции