logo
Культурология

9. Культурологические концепции хх века

В ХХ в. культурология переживает свой расцвет, создается огромное количество теорий, многие ученые и философы обращаются к проблематике культурологии, создают свои концепции.

Основные теории культурологии ХХ в. создаются на основе предшествующих культурологических знаний, обогащенных достижениями науки. Современная научная мысль стремится исследовать истоки культуры, определить ее сущность, выявить и обосновать законы развития.

Известный американский ученый Д.Уайт в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) заложил основы современного теоретического знания о культуре как объекте исследования. Он утверждал, что культурология представляет собой наиболее высокую ступень познания человека по сравнению с другими общественными науками. Культуру он рассматривал как целостную самонастраивающуюся систему материальных и духовных ценностей.

В современной культурологии существует два направления:

1) оптимистическое – его последователи придерживаются мнения о прогрессивном направлении развития культуры, науки и знания.

2) пессимистическое – ученые данного направления считают, что культура и цивилизация в целом движутся по регрессному пути и обречены на гибель.

В связи с большим количеством культурологических теорий отдельных ученых появилась необходимость их объединения в направления, культурологические школы.

Из всего многообразия культурологических концепций можно выделить:

1) историко-цивилизационную школу культурологии;

2) социологическую школу культурологии;

3) натуралистическую школу культурологии;

4) символическую школу культурологии;

5) игровое направление в культурологии;