logo
14

Дмитриевский собор

Дмитриевский собор — один из самых ярких, выразительных и, наверное, известных памятников Владимиро-Суздальской архитектуры домонгольского периода. Он был построен в 1190-е годы как дворцовый храм владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. В работе над собором были задействованы только русские зодчие — летописец особо подчеркивает, что для строительства Дмитриевского собора уже «не искали мастеров от немец». Однако по одной из версий среди строителей все же были и выходцы с Балканского полуострова — болгары, сербы или далматинцы. Это объясняет сходство белокаменного убранства собора с общесредневековыми традициями, характерными не только для Балкан и  Византии, но и других европейских государств.

Дмитриевский собор — это классический крестово-купольный трехапсидный храм, одноглавый и четырехстолпный. Ясность композиции, торжественный ритм архитектурных форм, величаво-спокойные пропорции воплощают идею могущества великокняжеской власти — ведь некогда собор являлся центром всего владимирского дворцового комплекса.

Дмитриевский собор. План.

Стоит обратить внимание на то, что глава собора на высоком барабане покрыта золотым шлемом. Шлемовидное покрытие глав — одна из примет древней архитектуры (как правило, до XVI века включительно).

Основным материалом для строительства служил белый камень — известняк. Фасады храма четко разделены на три яруса. Нижний практически лишен какого-либо убранства, ведь первоначально он был закрыт одноярусными галереями, окружающими собор с трех сторон. По углам галерей располагались лестничные башни, похожие на башни киевского Софийского собора.  Эти галереи и башни вероятнее всего появились или были перестроены чуть позднее самого собора и соединяли собор с княжеским дворцом. Они также имели белокаменную резьбу, несколько отличавшуюся по стилю, которую впоследствии, при разборе галерей  и башен в 1838 году, использовали для заделки утрат на фасадах собора.

Средний ярус демонстрирует аркатурно-колончатый пояс(декоративный элемент, состоящий из небольших арок, опирающихся на колонки, вид аркатуры) с богатейшим орнаментом. Верхний ярус по всей своей плоскости, от верха аркатурно-колончатого пояса до закомар(полукруглое или килевидное завершение прясел церковного здания, примерно соответствующее кривизне закрываемого свода) также украшен резьбой. Колонки аркатурного пояса в этом обилии резьбы воспринимаются как окаймляющая лента.  Резьба присутствует и на цилиндрическом барабане, на котором возвышается золоченый купол.

На фасадах Дмитриевского собора находятся более пятиста рельефов. Подлинные рельефы сохранились на западном фасаде, в центральных и восточных пряслахюжного и северного фасадов, наапсидах. На западные прясла южного и северного фасадов попало много резных камней с упоминавшихся выше разобранных башен, немало рельефов пришлось выполнить заново. Древний аркатурно-колончатый пояс уцелел только в западном прясле северного фасада, остальные колонки и фигуры святых вырезаны в XIX веке. Исключение составляют снятые с башен 13 колонок и сидящие святые на западном фасаде. Кроме того, с башен сняты также и каменные блоки с раскидистыми «древесами» под фигурами святых.

Резные камни а фасадах храма создают причудливую картину мира, где христианские образы гармонично сосуществуют с образами языческой мифологии и сюжетами средневековой литературы. Резьба колончатого пояса изображает целую галерею святых, среди которых имеются фигуры князей Бориса и Глеба.  Под каждой фигурой вырезаны изображения фантастических животных или растений.  Скульптуры разделяют резные колонки аркатурного пояса.

На северном, обращенном к городу, фасаде находится рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Всеволод Большое Гнездо изображен сидящим на троне в окружении своих старших сыновей Константина, Георгия, Ярослава и Святослава, с новорожденным Владимиром на руках. Всего у князя было двенадцать сыновей. Это, как известно, и послужило причиной возникновения его прозвища «Большое Гнездо».

Западная стена храма украшена тремя рельефами, стилизованно иллюстрирующим подвиги Геракла. По одной версии, владимирские мастера позаимствовали эти сюжеты из западноевропейской культуры: они перенесли на стены дворцового храма изображения, украшавшие средневековый романский ларец, который хранился в княжеской казне.

Царь Давид играет на лютне. Фрагмент рельефа.

Центральное место среди персонажей, присутствующих в оформлении Дмитриевского собора, занимает фигура царя Давида. Она представлена в декоре трех фасадов храма. В образе Давида — псалмопевца, пастыря, царя, пророка — вероятнее всего, предвосхищен образ Христа. Весь тварный мир — звери, птицы, деревья и травы- внимает Давиду у подножия престола.

Согласно другому мнению рельефы Дмитровского сбора восходят к народной мифологии, указывая на связь изображений с «Голубиной книгой», главное действующее лицо которой — царь Давил, добрый заклинатель природных сил и вдохновенный певец. Г.К. Вагнер, автор специальной монографии о скульптуре Владимиро-Суздальской Руси, считал, что на рельефах Дмитриевского собора изображен вовсе не Давид, а его сын Соломон, пророк и царь, который держит в руках не гусли, а свиток. Соломон считался идеалом мудрого правителя, и именно поэтому Всеволод стремился украсить его изображениями свой дворцовый храм.

Фрески

В центральном своде под хорами сохранились фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелы позади них. В малом своде под хорами — сцены рая: трубящие ангелы, апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник, «Лоно Авраамово» с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом, а также Богоматерь на престоле.

Росписи Дмитриевского собора представляют собой оригинальный вариант классического византийского стиля конца XII века. Их отличает одухотворенность образов, пластичность фигур, тонкие сочетания красок. Особенно поражает воображение совершенная красота ангельских ликов. Следует отметить также необычную для того периода реалистичность в изображении апостольских ликов, имеющих индивидуальные черты. Необычно также развернутое изображение райского сада: деревьев с пальмовыми ветвями; решетка, поддерживающая виноградные лозы; птицы, клюющие виноград.

Вероятно, живописцы прибыли во Владимир из византийского города Фесаллоники, откуда происходят священные реликвии Дмитрия Солунского.