logo
Христианизация Руси

Двоеверие.

Акт принятия христианства в качестве государственной религии не означал, конечно, быстрого и повсеместного его утверждения в обществе.Христианизация встречала сопротивление населения.Неоднократно поднимались восстания против христианизации. Истории известны наиболее крупные из них: в Суздале,Киеве,

Новгороде.

И в городе, и в деревне христианизация привела к двоеверию— смешению языческих и христианских верований и обрядов. Сочетанию церковной культуры и повседневной жизни соответствовало двуязычие: в храме звучал церковнославянский (древнеболгарский) язык, а в миру говорили на разговорном древнерусском.

При рождении человек получал два имени – языческое и крещальное, а в придачу к ним – прозвище («Свибло»(шепелявый), «Толстой» или «Вареные ноги»),сопро-

вождавшее его всю жизнь.

Сакральному пространству храма и «красному углу» крестьянской избы с иконами и лампадами противостояли «нечистые» места: перекрестки дорог,овин и баня – в ней проживали «домашние» темные силы.В повседневной жизни за помощью в деликатных ситуациях обращались не только к священнику, но и к местным колдунам-волхвам за «зельем» для «привороженья»,лекарственными травами или просто за советом. Духовенство постепенно и осторожно вводило языческие ритуалы в рамки церковного календаря: святки стали частью праздника

Рождества, а ночь на Ивана Купалу «совместила» языческие русалии и Рождество Предтечи. Языческие образы и сюжеты органично вписывались в мир «высокой» культуры.

Значение принятия христианства.

Христианство создало широкую основу для объединения всех народов русского общества. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества.Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия.

На основе христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси, которая в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине 11 века начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. Значительная роль отводится церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства имело и негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).