logo
Обзор

Искусство первой половины XIX века

Первый академический зал

Общая характеристика зала. В ГРМ находится самая значительная в нашей стране коллекция произведений мастеров первой половины XIX века, достаточно точно и многогранно отражающая направления в искусстве этого периода.

Обратить внимание на то, что экспозиция этого зала включает в себя значительные комплексы произведений великих, всеевропейски значимых художников – К. П. Брюллова и И. К. Айвазовского.

К. П. Брюллов.

Общая характеристика Брюллова как крупного художника эпохи. Жанровое разнообразие его творчества (историческая живопись; портреты, бытовая картина).

«Последний день Помпеи» - самое значительное произведение художника.

  1. краткие сведения об истории создания произведения;

  2. сюжет и краткое описание картины;

  3. эмоциональное раскрытие трагических событий, использование цвета и освещения как важных средств выразительности, эффектность картины в целом;

  4. большое мастерство исполнения (композиционное мастерство, классическая форма, совершенный рисунок);

  5. выражение духовной красоты человека в пластическом совершенстве натуры;

  6. гуманистическая идея картины (прославление мужества и силы человека перед лицом стихийных сил природы);

  7. оценка произведения современниками (высказывания о картине А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Е. А. Баратынского и др.).

Портрет и его место в творчестве Брюллова. Не прибегая к подробному описанию и анализу, показать несколько парадных портретов художника (по выбору экскурсовода). Указать на их основные художественные особенности (эффектность портретов-картин, декоративная выразительность, гармония формы и цвета).

Стремление Брюллова воплотить в них образы прекрасного человека.

Развитие в искусстве 1-ой половины XIX века наряду с исторической живописью и других жанров, в частности, пейзажа.

И. К. Айвазовский. Своеобразие творческой деятельности мастера (художник-маринист). На примере нескольких работ художника («Девятый вал», «Волна» и др.) отметить, прежде всего (не прибегая к подробному анализу и описанию), их внешнюю эффектность и мастерство изображения бушующего моря.

Второй академический зал

Сообщить, что в этом зале, так же, как и в предыдущем, экспонируются произведения мастеров Академии. Краткие сведения о роли Академии художеств (основана в 1757 г.) в истории русского искусства (Академия художеств не только учебное заведение, но и государственное учреждение, руководившее развитием русского искусства).

Расцвет академического искусства (конец XVIII - 1-я четверть XIX вв.) и его связь с передовыми идеями времени.

Преобладание исторической тематики в творчестве мастеров Академии (античная мифология и исторические библейские и евангельские сюжеты).

Отражение общественно-политических идеалов эпохи в картинах на сюжеты русской истории. Показать без подробного разбора и описания картины Г. И. Угрюмова, А. И. Иванова, В. К. Шебуева и подчеркнуть, прежде всего, их героико-патриотическое содержание.

Среди произведений этого зала особенно выделяются творения Ф. А. Бруни. Как и Брюллов он обращался к разным жанрам живописи. Комплексно показать портреты. Указать на монументальную картину мастера «Медный змий» - значительное произведение в исторической живописи первой половины XIX века.

Рассказ о художественной системе, принятой в Академии художеств, которой должен был следовать живописец в создании своих произведений, предлагается на картине Ф. Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация».

Работа Бруни - характерный образец академической композиции. Сюжет картины.

Традиции академической школы в работе художника:

  1. обращение к античному сюжету;

  2. создание возвышенно-идеальных образов трагедии (форма и образец для художника - античное искусство);

  3. строгая уравновешенность барельефной центрической композиции, скульптурная четкость форм, точность рисунка, условность освещения, локальность цвета;

  4. жест - главное средство выражения чувств героев;

  5. рациональный характер построения картины, строгое подчинение всех элементов ясному выражению героической идеи, общий величавый строй картины. Связь картины Бруни с патриотическими настроениями современности.

Работы А. А. Иванова, представленные в экспозиции, позволяют дать представление о блестящем живописном даре это крупного мастера первой половины XIX века. Комплексно показать академическую программу на звание академика «Явление Христа Марии Магдалине» (1837); этюды и эскизы к «Явлению Мессии» (включая и самый ранний вариант композиции, и большой основательный эскиз, по всей вероятности служивший Иванову эталоном при создании монументального полотна, находящегося в Третьяковской галерее).

Краткое обобщение после знакомства с произведениями мастеров Академии: связь искусства Академии первой половины XIX века с передовыми идеями эпохи (преобладание исторической тематики, обращение к наследию классического искусства, следование определенным канонам в творчестве, высокая героика содержания, идеализация образов).

Отметить, что в искусстве первой половины XIX века все более усиливаются реалистические тенденции, развитие которых было в основном связано с творчеством художников, свободных в своих поисках от традиций Академии.

Зал А. Г. Венецианова1

Кратко охарактеризовать А. Г. Венецианова как основоположника русской жанровой живописи.

Влияние передовых идей 1812 года на творчество художника. Обращение Венецианова к новым, в сравнении с академической живописью, темам и сюжетам (жизнь и труд русских крестьян) и к новому методу творчества (работа с натуры).

В целом представить жанровые работы художника. Отметить:

  1. простоту их сюжетов, правдивость в изображении деревенской жизни («Гумно», «Утро помещицы» и др.), реализм образов, точное воспроизведение пространственной и световоздушной среды, деталей труда и быта;

  2. умение раскрыть поэтическое содержание в самых прозаических явлениях быта. «Спящий пастушок» (большое значение реалистического пейзажа в создании общей эмоциональной атмосферы картины);

  3. обаяние крестьянских образов, поиски художником типа национальной красоты, любовь Венецианова к своим героям (показать несколько портретов по выбору экскурсовода);

  4. черты идеализации в изображении крестьянской жизни.

Кратко сообщить о значении творческой и педагогической деятельности Венецианова (упомянуть о школе художника).

Переход на первый этаж Михайловского дворца. Продолжение обзорной экскурсии.

Зал П.А. Федотова.

Представленные в данном зале произведения П.А. Федотова отражают новый этап в развитии русской жанровой живописи середины XIX века. Повышенный интерес к сюжету, взятому непосредственно из жизни, характерен для всей демократической культуры того времени. В изобразительном искусстве, литературе, музыке, театре обозначились сходные процессы: маленькие полотна П. А. Федотова сродни ярким в бытовых подробностях и образных характеристиках повестям Н. В. Гоголя и пьесам А. Н. Островского, театральным представлениям-монологам М. С. Щепкина и песням А. С. Даргомыжского.

Павел Федотов открыл и сделал достоянием искусства жизнь так называемого третьего сословия – военных чиновников, разного городского люда. Жизненные ситуации, изображенные художником, перестают быть просто предметом описания, рассказа. Почти каждая его живописная «повесть» имеет подтекст социального характера. Ранние произведения мастера отличает юмор с долей назидательности и добрая насмешливость. Таков, принадлежащий Русскому музею вариант картины «Сватовство майора», созданный Федотовым в 1851 году. В поздних работах - «Вдовушка», «Офицер и денщик» - художественный язык живописца обретает метафоричность, начинает звучать нота трагического одиночества и обреченности.

Отдельную страницу творчества П. А. Федотова составляют портреты, техникой исполнения близкие к миниатюрной живописи. К лучшим произведениям портретного жанра принадлежит «Портрет Н. П. Жданович за клавесином».

Своим творчеством Федотов, а вслед за ним и другие жанристы 1840 – 1850-х годов проложили своеобразный мостик между искусством первой и второй половины XIX века.

Краткое заключение после знакомства с искусством первой половины XIX века:

  1. разнообразие путей развития искусства этого периода (достижения академической школы, усиление реалистических тенденций);

  2. богатство коллекции произведений мастеров первой половины XIX века, находящихся в ГРМ.