II также принимало широкие предохранительные законодательные меры, начиная
с «наказа» императрицы для Комиссии по уложениям 1767 года и до «Жалованной
грамоты дворянству» (1787).
Русское просветительство целиком отправлялось от положений теории
«естественного права», утверждавших якобы заложенное в самой природе
человека право на уважение достоинства индивидуума, независимо от его
социального положения, прерогативу полновластного распоряжения плодами
собственного труда и т. д. Таким образом, взгляды российского
просветительства тяготели прежде всего к проблеме личности. (При этом можно
вспомнить, что и программный документ Великой французской революции носил
наименование «Декларации прав человека и гражданина».)
В пятидесятых годах в России появился первый публичный театр,
основанный Ф. Г. Волковым. Правда, количество театров не было большим, но
следует учитывать развитие любительской сцены (при Московском университете,
при Смольном институте благородных девиц, Шляхетском корпусе и т. д.).
Домашний театр архитектора и переводчика Н. А. Львова играл заметную роль в
жизни столицы. О месте, занимаемом драматургией в русской литературе XVIII
столетия, говорит хотя бы тот факт, что даже Екатерина II в поисках средств
правительственной опеки над умами использовала форму драматического
сочинения (ее перу принадлежат комедии «О, время!», «Именины госпожи
Ворчалкиной», «Обманщик» и другие).
В Петербурге и Москве, помимо театров, имевших в виду дворянские
круги, существовали одно время и театры, созданные по почину типографских
рабочих и фабричных учеников, рассчитанные на средние и низшие городские
слои. В их репертуар входили драмы, комедии и пьесы Жана Батиста Мольера.
Современники отмечали, что «чернь, купцы, подьячие и прочие, им подобные»
проявляли «столь великую жадность» к спектаклям, что, «оставив свои иные
забавы, из которых иные действием не весьма забавны, ежедневно на оные
зрелища собирались». Наконец, надо вспомнить крепостные театры, число
которых к концу столетия доходило до ста семидесяти. Лучшая из крепостных
трупп - шереметевская - насчитывала 150 актеров и 40 оркестрантов.
Театральное искусство обладает способностью наглядно развернуть перед
массой зрителей событие во всей его жизненной конкретности. Материал, из
которого актер конструирует сценические типы, - это он сам как гражданин
и человек, т. е. как личность. Поиски путей утверждению человеческого
достоинства, гражданских идеалов, отметившие историю русской живописи и
скульптуры второй половины XVIII века, проходил в том же русле, что и
искания в области театрального искусства.
Развитие портретного жанра. Переходя к непосредственной истории
русского изобразительного искусства второй половины XVIII века, надо
первоначально остановиться на рождении так называемого интимного портрета.
Для понимания особенностей последнего важно отметить, что все, в том числе
и большие мастера первой половины столетия, работали и парадным портретом.
Художники стремились показать прежде всего достойного представителя
преимущественно дворянского сословия. Поэтому изображаемого писали в
парадной одежде, при знаках отличия за заслуги перед государством, а
зачастую в театрализованной позе, выявляющей высокое общественное положение
портретируемого.
21)Русская литература XIX в. Основные черты литературных стилей: сентиментализма, романтизма, реализма.
19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. В начале века искусство окончательно отделяется от придворной поэзии и "альбомных" стихов, в истории русской литературы впервые появляются черты поэта-профессионала, лирика становится естественней, проще, человечней. Этот век подарил нам таких мастеров Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка.
Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Эти литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии.
Сентиментализм: Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению и по убеждениям сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.
Романтизм: идейное и художественное направление в культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению. Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.
В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.
Основоположником русского романтизма является Жуковский: русский поэт, переводчик, критик. Сначала писал сентиментализм из-за близкого знакомства с Карамзиным, но в 1808 вместе с вышедшей из под его пера баллады «Людмила» (. переделка «Леноры» Г. А. Бюргера), русскую литературу входило новое, совершенно особое содержание — романтизм. Участвовал в ополчении. В 1816 стал чтецом при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. В 1817 он стал учителем русского языка принцессы Шарлотты — будущей императрицы Александры Фёдоровны, а осенью 1826 был назначен на должность «наставника» наследника престола, будущего императора Александра II.
Реализм в искусстве, 1) правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства. 2) Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 30-х гг. 19 в. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма 19 - 20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации(т.е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме "личность и общество"
- 11) 11. Влияние идейных течений (исихазма, ересей, нестяжателей, осифлян) на развитие общерусской культуры. Общественно-политическая мысль и литература
- 19)Просвещение и наука России во второй половине XVIII в.
- 20) Литература и искусство России во второй половине XVIII в.
- II также принимало широкие предохранительные законодательные меры, начиная
- 22) Характерные черты архитектурных стилей XIX века: ампира, эклектики, модерна.
- 23) 23. Основные стили и жанры живописи XIX в.
- 25) Принципы нового типа социалистической культуры.