logo
Posobie (1)

Пояснительная записка

В настоящее время на Урале активно развивается региональный туризм. Большими экскурсионными возможностями для привлечения как отечественных, так зарубежных туристов разных возрастов и социальных слоев населения обладает художественная культура Урала.

Цель дисциплины «Художественная культура Урала» – формирование профессионального интереса у бакалавров по направлению подготовки высшего профессионального образования 100400 «Туризм» к художественной культуре Уральского региона от древности до наших дней, представленной выдающимися памятниками архитектуры, литературы; произведения живописи, скульптуры, графики, музыки, кино и театра, уникальными музейными коллекциями, высокопрофессиональными творческими коллективами, вызывающим неподдельный интерес не только у отечественных, но и зарубежных туристов.

Задачи дисциплины:

– расширить кругозор студентов в области художественной культуры Урала;

– дать представление о неповторимости, уникальности и своеобразии художественной культуры Урала на примере экспонатов музеев, библиотек и информационных центров, произведений живописи, литературы, музыки, графики, скульптуры, архитектуры, кино и театра;

– развивать интерес к истории художественной культуры Урала средствами разных видов искусства;

– создавать условия для «живого» общения с произведениями архитектуры, живописи, графики, скульптуры, музыки, литературы, театра;

– развивать творческие качества, будущих специалистов социально-культурного сервиса и туризма, на материале национально-региональной культуры через выполнение практических заданий творческого характера;

– воспитывать эстетическое отношение и эмоциональную отзывчивость к художественной культуре Урала;

– воспитывать любовь и чувство гордости за родной край средствами художественной культуры;

– воспитывать чувство гражданственности и патриотизма на примере биографий выдающихся представителей уральской культуры, а также их произведений художественной культуры, снискавших мировое признание.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

– готовность к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относится к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способности к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии (ОК-7);

– способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к профессиональной деятельности в туристской индустрии (ОК-9);

– способность самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта (ПК-3).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

– основные этапы развития художественной культуры Урала с древнейших времен до наших дней;

– особенности художественной культуры, народов проживающих на территории Урала;

– главные художественные центры Урала, обладающие экскурсионной привлекательностью;

– имена выдающихся представителей художественной культуры Урала, их основные произведения, составивших славу не только Урала, но и отечественной и мировой культуры;

– уникальные экспонаты, представленные в музеях Свердловской и Челябинской областей, Пермского края, являющихся национальным достоянием России и имеющих мировое признание;

– стили и направления, представленные в художественной культуре Урала;

– особенности современной региональной художественной культуры Урала.

Уметь:

– работать с источниками знаний: научно-популярной, краеведческой, искусствоведческой, исторической, справочной, художественной литературой, картами;

– отличать стилевые и жанровые особенности разных видов искусства;

– анализировать произведения искусства;

– самостоятельно написать реферат и на его основе представить мультимедийную презентацию;

– использовать полученные знания в туристско-экскурсионной деятельности.

Владеть:

– основами художественной культуры Урала;

– навыками анализа художественных произведений;

– навыками самостоятельного составления тестов по дисциплине, написания реферата и подготовки на его основе презентации.

Общая трудоемкость дисциплины составляет – 68 часов (2 з.е.), из которых аудиторная нагрузка составляет 36 часов.

Виды учебной работы по дисциплине:

– конспектирование лекций; работа на семинарских и практических занятиях (выступление по теме занятия, участие в дискуссиях по вопросам темы занятия, ответы на вопросы преподавателя, работа в «команде», формулирование вопросов по теме занятия); защита индивидуальных и коллективных проектов;

Основные формы самостоятельной работы студента:

Дополнительные формы самостоятельной работы студента:

К каждой теме учебно-тематического плана по дисциплине «Художественная культура Урала» предлагаются задания. Всего в рамках самостоятельной работы по дисциплине «Художественная культура Урала» студент должен выполнить 19 заданий. Выполненные задания представляются на отдельном диске. Каждое задание оформляется в отдельный файл под №, который дан заданию в пособии. Задания направлены как на знакомство с базовыми учебниками по дисциплине (Мурзина, И.Я. Культура Урала: очерки становления и развития региональной культуры [Текст]: учеб. пособие для вузов. В 2 ч./ И.Я. Мурзина, А.Э. Мурзин А.Э./ Урал. гос. пед ун-т. – Екатеринбург, 2006. – в 2-х частях), так и на выполнение заданий поискового и творческого характера, которые будут способствовать формированию профессиональных компетенций будущего специалиста индустрии туризма.

Для закрепления и проверки знаний по всем разделам курса «Художественная культура» студентам предлагается решить тестовые задания, представленные в разделе 4.Так же в пособии представлен образец рабочей тетради «Увлекательное путешествие по Литературному кварталу», который позволит студентам не только закрепить знания, полученные в ходе посещения экскурсии по Литературному кварталу, но и активизировать собственную творческую активность по составлению заданий по дисциплине «Художественная культура Урала» и разработке собственной рабочей тетради по курсу.

Учет знаний студентов проводиться в третьем семестре в форме зачета, на который должен быть представить диск с выполненными заданиями по всем разделам пройденного курса.