logo
вопр 36-44 заруба

41. Тема искусства в творчестве Дж.Фаулза.

Джон Фаулз - филолог, окончивший Оксфордский университет, специалист по французской литературе, прекрасно осознает силу художественного слова – даже не слишком искушенный читатель не может остаться равнодушным к живым описаниям природы, воссоздающим атмосферу того или иного уголка мира со всеми особенностями, запахами, цветами; автор чуток к оттенкам, особенно цветов – только лишь одно поэтическое описание обиталища старого художника убеждает в этом.

Живопись в языке вплетается в художественную ткань повести, подчеркивая специфику характеров героев: так, если бы мы не знали, что Дэвид художник, мы почувствовали бы, что его восприятие цвета каким-то образом связано с живописью: «светло-буро-желтая штукатурка, пересеченная крест-накрест редкими рыжеватыми планками, и темно-коричневые ставни», «мягкие очертания неподвижных женских фигур, зелень катальпы и зелень травы, густой красный цвет ленты на тулье шляпы, розовая стена вдалеке и шпалеры плодовых деревьев». Видение, присущее живописцу, пронизывает стилистику вещи, характер героя и в то же время служит главной задаче: раскрытию конфликта – обнажение подлинного, проникновение в него.

«Искусство есть форма речи.

Речь должна основываться на реальных нуждах человека,

не на абстрактных грамматических теориях.

Ни на чем ином, только на изреченном слове.

Слове реальном.

Д. Фаулз «Башня из черного дерева»

Прозрению героя помогает конфликт между Дэвидом и Генри Бресли – конфликт между человеком, живущим в мире искусства, окруженным вещами и людьми поистине достойными кисти художника, в иллюзорном мире, принимающем существование за жизнь, ремесло за искусство и талант, и художником, мастером, живущим в мире подлинных чувств, непреходящих ценностей, в мире реальном.

Искусство утратило свою важнейшую функцию – коммуникативную; искусство заключено в башню из черного дерева, которая лишает художника возможности общения с людьми.

Фаулз показал, что искусство продолжает жить, развиваться. Как и герои «Башни», люди живут искусством, творят его. Искусство не исчезнет до тех пор, пока не исчезнет жизнь человека на земле, ибо именно человек творит искусство.