logo
Анализ деятельности организации Центр Развития Ребенка "ЛИМПИК"

1.3 Сервисные аспекты организации досуга в детских учреждениях

Сервисно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей с взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение.

В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения с взрослыми и сверстниками, наполняет его значимым содержанием, а в итоге формирует основы общей культуры. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет детям восстанавливать свои физические и духовные силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия.

Сервисно-досуговая деятельность целенаправленно организуется педагогами для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпрепровождения детей. В качестве сущностной характеристики досуга выделяется возможность выбора ребенком предпочитаемого вида деятельности: игры, рисования, конструирования и т.д. Вместе с тем анализ практики детских дошкольных учреждений свидетельствует, что традиционно досуг дошкольников используется достаточно узко, только как развлечение и отдых. В досуге преобладают непродуктивные виды деятельности, хотя досуг дошкольника может включать и разнообразные продуктивные виды детской деятельности (рисование, конструирование, ручной труд и др.).

Цель организации досуга детей - научить детей полезно и творчески проводить свободное время и создать условия для целостного развития личности ребенка. Современные теоретические подходы к проблеме организации досуга детей//Беспочко А.О.-Контрольная работа //URL: http://www.allbest.ru (дата посещения 24.11.2013г)

Мотивы досуга. Культурно-досуговая деятельность ребёнка связана с удовлетворением познавательных и практических потребностей, которые основываются на мотиве деятельности. Освоение реального мира в процессе культурно-досуговой деятельности требует от ребёнка активности, напряжения, способности к саморазвитию и самовыражению. Ребёнок часто стремится в своё свободное время получить развлечения, а не новые знания. К основным причинам этого явления можно отнести то, что взрослые не приучают ребёнка с детства относится к досугу как к источнику удовлетворения своих познавательных потребностей и устремлений. Часто проявляется неправильное отношение взрослых к организации свободного времени детей. Задачей детских учреждений является - привлечение внимания родителей к проблеме организации досуга детей, разъяснить его своеобразие, многообразие видов, развивающий потенциал, важность выбора вида досуга самим ребенком.

М.Б. Зацепина, выделяет три типа отношения к организации досуга:

полное безразличие, т.е. педагогическая безнадзорность;

излишняя заорганизованность, когда ребёнку не предоставляется право выбора и взрослые в основном сосредотачивают своё внимание на развитии ребёнка с духовным напряжением;

поиск таких путей, форм, средств и методов, которые бы соединили в единое целое познание и развлечения, наполнили бы их нравственно-эстетическим содержанием.

Важным качеством любой деятельности, которая совершается в свободное время, является то, что она должна быть интересной ребёнку при максимальной самостоятельности и активности с его стороны. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 64 с.

В детских учреждениях предоставляется достаточно широкий спектр дополнительных образовательных услуг, ориентированных на развитие художественно-творческих способностей и одаренности детей, ознакомление с культурой страны, народным искусством. Особое внимание уделяется развитию интеллектуальных способностей, обучению детей иностранному языку, танцам, спортивным секциям, развивающим играм, обеспечивающим эффективную подготовку к обучению в школе.

Функции организации досуга в детских учреждениях подробно были рассмотрены в главе 1.1. Понятие и виды досуговой деятельности. Перечислим некоторые из них:

творческая функция;

коммуникативная функция;

рекреационная функция;

самореализационная функция;

профориентационной функции;

просветительская функция.

Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество.

Отдых - это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом.

Виды отдыха:

самостоятельные занятия физическими упражнениями;

спортивный отдых;

игры со снегом, песком и водой;

прогулки;

игровая деятельность;

чтение книг, просмотр диафильмов, мультфильмов и др.; Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 66

Развлечения- носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Оно должно быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой- в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире. По содержательной направленности развлечения можно классифицировать:

театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, плоскостной театр, фланелеграф);

познавательные: КВНы и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников; обычаев и традиций родной страны; экологические;

спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования и эстафеты;

музыкально- литературные концерты;

к развлечениям относятся шутки, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.

Виды развлечений:

концерты: тематические, музыкально-литературные;

народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы;

познавательные вечера: КВН и викторины;

спортивные: игры, соревнования, эстафеты, аттракционы;

театрализованные представления: кукольный театр, инсценирование сказок, мюзиклы, оперы;

забавы: шарады, пословицы, шутки, фокусы, поговорки. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 68

Праздник - это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники имеют свои цели и задачи, главная из которых- создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру.

Самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, искусства, культуры и техники, управляемая самой личностью. Именно в процессе самообразования развивается личность ребенка, раскрываются его способности, творческий потенциал, реализуются духовные интересы.

Творчество - тоже рассматривается как культурно-досуговая деятельность ребенка. На развитие творчества детей большое влияние оказывает организация занятий в студий, в детском саду: художественной, театральной, музыкальной и др. Основная цель этих занятий- обеспечить каждому дошкольнику уверенность в своих возможностях и способностях.

Все перечисленные виды досуговой деятельности очень интересные, разнообразные и доступные для маленьких детей. Каждый ребенок-это, прежде всего личность, обладающая своим характером, способностями, интересами, а также богатым внутренним миром. И задача взрослого помочь ребенку найти оптимальный для его возраста, здоровья и эмоционального благополучия вид культурно-досуговой деятельности. Культурно-досуговая деятельность в детском саду//Смирнова Т.//URL: http://www.maaam.ru (дата посещения 18.12.2013г)

Таким образом, культурно-досуговая деятельность детей - это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детского сада, начальной школы, семьи и учреждений дополнительного образования, которая создаёт внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности в процессе изучения и познания ценностей различных видов культуры.