Дать рекомендации по усовершенствованию сервисной деятельности Центра Развития Ребенка «ЛИМПИК».
Рассмотреть существующий регламент внедрения новых секций в структуре работы кампании.
Запустить к реализации проекты «Мастерская-Z» и «Lympik BEATbox CLUB» на базе Центра Развития Ребенка «ЛИМПИК».
Объектом исследования является - деятельность детского досугового центра.
Предметом исследования является - специфика организации секционной работы. социокультурный сервис детский центр
Гипотеза заключается в предположении о том, что открытие новых секционных направлений в детском центре Центре раннего развития ребенка «ЛИМПИК» может стать перспективной формой организации культурно-досуговой деятельности детей, а разработка сервисологических аспектов его организации поможет повысить эффективность деятельности ЦРР «ЛИМПИК» , а так же привлечь новых клиентов.
Для достижения поставленной цели, использовались следующие методы исследования:
* методы теоретического исследования- теоретический анализ и синтез;
* методы эмпирического (опытного) исследования- контент-анализ, беседа и анкетирование.
База исследования: Центра Развития Ребенка «ЛИМПИК», г.Санкт-Петербург.
Степень разработанности: Проблемой организации детского досуга в наше время занимаются Зацепина М.Б. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 64 с,Ивантер З. Ивантер З. Как открыть детский клуб и сделать его прибыльным. программа и методические рекомендации.- М.2013,Велединский В.Г., Велединский В.Г. Спортивно-оздоровительный сервис:вопросы теории и практики.Монография / В.Г. Велединский.- СПб.: Изд-во СПБ ГУСЭ, 2013.- 167с.Шеховцова Е.Ю. Шеховцова Е.Ю. Культурно-досуговая деятельность учащейся молодежи: уровни, стадии, модели. - М.: Новая школа, 2004,117 с..
Глава 1. Теоретические основы организации досуговой деятельности
1.1 Понятие и виды досуговой деятельности
Досуг является объектом исследования достаточно большого круга общественных наук: социологии, философии, психологии, педагогики и других, которые вносят своеобразие в понимание этого понятия. Во многих отраслях знания понятия «досуг» и «свободное время» используются как синонимы.
Досуг часто отождествляется со свободным временем с внешкольной и внеклассной работой и даже с нерабочим временем Существует много интерпретаций слова «досуг».
Досуг - свободное, незанятое время, гулянки, «гулячая пора» , простор от дела. Определение понятия досуг//толковый словарь живого великорусского языка (онлайн версия)//URL: http://www.classes.ru (дата посещения 22.12.2013г).
Досуг-часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и другие виды бытового самообслуживания). Ожегов С. Словарь русского языка, М.: 1990. - С. 256.
Свободное время-общественно-историческое явление, часть социального свободного времени, не занятая делами производственной или жизненной необходимости. Ожегов С. Словарь русского языка, М.: 1990. - С.886.
Досуг-это часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Досуг-это не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: играми, философским умосозерцанием, общением и т.п. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации : Учебное пособие для студентов вузов. -- М.: Аспект Пресс, 2006. -- 236 с
Досуговая деятельность осуществляется как дома, так и в специальных учреждениях, задача которых создавать необходимые условия для досуга. В число учреждений сферы досуга входят библиотеки, музеи, клубы, учреждения искусств, физкультуры и спорта, туристско-экскурсионные и другие различные общественные организации, способствующие развитию творчества, помогающие людям развлекаться и отдыхать.
Таким образом, досуг - это часть свободного времени, которая тесно связана и пересекается с отдыхом, саморазвитием и развлечением.
Досуг напрямую ассоциируется с деятельностью, мы будем считать, что досуговая деятельность - это осознанная и целенаправленная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира. Тот же.
Деятельность, входящую в сферу досуга, можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп:
учёба и самообразование ( различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг, слушание радио и просмотр телевизионных передач);
различные формы любительской и общественной деятельности (самодеятельные занятия и увлечения (хобби), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т.д.);
общение с другими людьми (занятия и игры с детьми, товарищеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и т.д.);
часть досуга расходуется на пассивный отдых.
Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.
Структура досуга: самообразование, приобщение к культуре, т.е. чтение и посещение учреждений культуры, общественная активность, научно-техническое любительское творчество, художественно-эстетическая самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам, пассивный отдых.
Макс Каплан считает, что досуг - это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики. Каплан М. Основные модели досуга. М.2008. -156 с.
Основываясь на выше сказанном, можно вывести следующие основные характеристики досуга:
досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
досуг формирует и развивает личность;
досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
досуг стимулирует творческую инициативу ;
досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
досуг способствует самовоспитанию личности. Воловик А.Ф., Воловик В.А.«Педагогика досуга» -М. издательство «Флинта» 1998
Плодотворное использование досуга человеком - важная задача общества, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.
Так как, дипломная работа посвящена разработке открытия новых секционных направлений в детских центрах, то функции и задачи досуга мы рассмотрим со стороны особенностей организации детского досуга.
Детский досуг это своеобразная «зона невмешательства» так необходимая для самопроверки, оценке собственного «Я». Досуг для подростков - это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно полноценно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.
Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети максимально активно усваивают элементы творческой деятельности. Которые закрепляются в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Можно сделать вывод- детскому досугу свойственна творческая функция.
Такие формы досуга как самостоятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники и другие - благоприятная сфера для обеспечения общения между детьми. Можно обозначить еще одну функцию детского досуга - коммуникативную.
Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта -это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.
Одна из важных задач детского досуга - помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрос об избрании профессии. Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, где открывают для себя мир профессий. Досуговые учреждения целенаправленно осуществляют профориентационную деятельность, то есть, детский досуг предполагает осуществление профориентационной функции.
Жизнедеятельность современных детей, подростков и юношества предельно насыщена- требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб, 1997 г.
Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и примененным на практике. Рассмотрим принципы досуга:
Принцип всеобщности и доступности- то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потребностей подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.
Принцип самодеятельности - реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности держится на творческой активности, увлеченности и инициативе детей.
Принцип индивидуального подхода - предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга.
Принцип систематичности и целенаправленности - предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.
Принцип преемственности - в первую очередь предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое.
Принцип занимательности - заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей, подростков и юношества в праздник. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб, 1997 г.
Таким образом, реализация всех функций позволяет активно использовать досуг в качестве средств, реализующих самые разнообразные задачи.
С. А. Шмаков -профессор, ученый, педагог разделяет виды досуговой деятельности на ряд групп: Организация досуга детей и подростков // Литвинова С.Н.-Методическое пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей// URL: http://dopedu.ru (дата посещения 23.11.2013г)
Первая группа связана с восстановлением различных сил ребенка. К ней необходимо отнести прогулки на свежем воздухе, спорт, вечера отдыха, забавы, развлечения, игры. Спорт, двигательная деятельность активизирует физическую активность детей и способствует укреплению здоровья, развитию выносливости, ловкости.
Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям. К ней можно отнести чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п. Содержание данной группы досуга стимулирует познавательную активность детей, способствует освоению общечеловеческой культуры, исторических, литературных ценностей, формированию мировоззрения детей.
Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью. К данному содержанию досуга можно отнести научно-исследовательскую деятельность, художественно-театральную, техническую, спортивно-игровую, трудовую, прикладную деятельность. Включение детей в эту группу досуга развивает активную жизненную позицию, способствует самоопределению личности, ее самоактуализации в творческой деятельности.
Четвертая группа реализует потребность в общении. К данной группе необходимо отнести вечера встреч, танцы, дискотеки, вечеринки, творческие объединения, клубы, кружки. Общение с другими детьми развивает коммуникативные умения, формирует у ребенка способность использовать различные способы межличностного взаимодействия, быть адаптивным к различным социальным ситуациям.
Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебой детей. Это - выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т.п. Включение ребенка в пятую группу досуга является значимым для развития организаторских способностей, формирования умений самостоятельно организовывать как собственный досуг, так и увлекать сверстников содержательной деятельностью. Шмаков С.А. Игры шутки - игры минутки. - М.: Новая школа, 1996. - 112 с.
Досуг - это такой вид деятельности, в котором органично сочетаются обучение и воспитание. С одной стороны, он способствует формированию у ребенка различных представлений о сущности тех или иных явлений, развивает определенные умения и навыки, а с другой стороны, досуг формирует нравственные качества личности человека, такие как целеустремленность, личностную и познавательную активность, умение взаимодействовать с детьми, планировать деятельность, оказывать взаимопомощь, сотрудничать. Организация досуга детей и подростков // Литвинова С.Н.-Методическое пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей// URL: http://dopedu.ru (дата посещения 23.11.2013г)
С.А.Шмаков методы досуговой педагогики определяет как путь познания и преобразования мира и человека, в нем живущего. Методы - это совокупность приемов (технологических частей) и способов организации воспитывающей жизни, воспитывающей деятельности, воспитывающих отношений. Шмаков С.А. Игры шутки - игры минутки. -- М.: Новая школа, 1996. - 98 с. С их помощью воспитатель решает поставленные педагогические задачи. В организации досуга ребенка С.А.Шмаков выделяет следующие методы сотрудничества и сотворчества с детьми:
игровые;
методы театрализации;
соревновательные;
методы сотрудничества;
методы воспитывающих ситуаций;
импровизации.
Отдых и развлечения как виды досуга рассматриваются так же при активном отдыхе-напряжение снимается занятиями физкультурой. Этому способствует спортивное направление в структуре социокультурного сервиса.
1.2 Спортивное направление в структуре социокультурного сервиса
Основные этапы истории развития спортивного сервиса в России излагаются в учебнике В.Г.Велединского «Спортивно-оздоровительный сервис». Велединский В.Г. Спортивно-оздоровительный сервис:вопросы теории и практики.Монография / В.Г. Велединский.- СПб.: Изд-во СПБ ГУСЭ, 2013.- 167с. В основе физической культуры (как части общей культуры общества) лежит биологическая потребность человека в двигательной активности и потребности общественной жизни, всегда предъявляющей определенные требования к уровню физического развития человека.
Как свидетельствуют византийские историки, славяне были добрыми, сильными, неутомимыми, любили движение, были выносливы и терпеливы.
В последующие исторические периоды, включая и становление русского централизованного государства (XV-XVII вв.), народ продолжал сохранять и развивать физические упражнения и игры, которые воспитывали силу, ловкость, выносливость: борьба, верховая езда стрельба из лука, поднятие и метание камней, игры в бабки, городки, в лапту. В сфере физической культуры Средневековой Руси прослеживаются 2 подхода: самодеятельные физические упражнения и игры простого люда и физкультурные услуги, предоставляемые «верхам» общества.
С приходом Петра к власти ситуация в сфере физкультурно-спортивного сервиса существенно меняется. Физическое воспитание как учебный предмет вводится в программу школ и гимназий. Система физического воспитания во 2 половине XVIII в. стала результатом культурных связей со странами Западной Европы. Именно оттуда Екатерина Вторая заимствовала идею применения физических упражнений для воспитания человека. С 1785 г. было введено преподавание гимнастики в Воспитательном училище в Москве.
В конце XVIII вв. в качестве профессионалов физкультурно-спортивного сервиса активно приглашаются иностранцы: фехтмейстеры, берейторы.
В первой трети XIX века в России получают распространение частные спортивные заведения: фехтовальные, стрелковые, гимнастические.
Во второй половине XIX в. спортивное движение демократизируется. Интерес к физической культуре и спору становится массовым. Предприимчивые люди сразу улавливают новые общественные интересы. В конце 50-х гг. в Петербурге, в Таврическом казенном саду на Садовой был открыт первый публичный каток, услуги которого сразу стали весьма популярными.
В конце XIX в. рост числа спортсменов породил большое количество соревнований в городах и губерниях, а по футболу, борьбе проводилось первенство России. Русские спортсмены все чаще участвуют в международных соревнованиях. В конце XIX в. возникает профессиональный спорт. Людей, которые зарабатывали на жизнь спортивными выступлениями, не стали принимать в любительские клубы. Профессионалы устраивают свои соревнования, которые носят чисто коммерческий характер.
В начале XX в. остро ставится вопрос о качестве физкультурно-спортивных услуг: совершенствуется методика обучения и тренировок, осознается значение режима в период подготовки к соревнованиям, расширяется перечень дополнительных, сопутствующих услуг: массаж, водные процедуры, специальное питание и т.д. Укрепляется материальная база физкультурно-спортивного сервиса, увеличивается выпуск специалистов, которых готовят 24 института физической культуры и 3 филиала, 98 факультетов в пединститутах, более 100 средних физкультурных учебных заведений. В стране регулярно проводятся зимние и летние спартакиады народов СССР.
Характерно, что услуги физкультуры и спорта активно востребуются населением и на сегодняшний день. Активным внедрением и предоставлением таких услуг занимается социально-культурный сервис.
Социально-культурный сервис (в широком смысле слова) - это система создания, предоставления и потребления социально-культурных услуг (услуг культуры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, туризма). Услуги населению. Государственный стандарт РФ // Мир качества. - 1998. - № 15.
Социально-культурный сервис может рассматриваться и в узком смысле. Понятие «сервис» означает оказание качественных (чаще комплексных) услуг, удовлетворение потребностей отдельных личностей или групп на основе платежеспособного спроса. Романович Ж. А., Калачев С. Л. Сервисная деятельность: Учебник. М.: Издат-во "Дашков и К, 2008. Социально-культурный сервис в узком смысле - реализация социокультурных услуг за плату. Социально-культурная услуга в этом случае - своеобразный по форме и назначению товар, удовлетворяющий социально-культурные потребности и существующий не в качестве вещи, а в качестве деятельности.
Социально-культурный сервис в узком смысле - система экономически обоснованного создания, предоставления и потребления социально-культурных услуг. Иначе говоря, это - часть культуры, которая производит свободно реализуемые на рынке услуги, или тот сектор экономики, где в качестве товара выступают социально-культурные услуги.
Говоря о спортивных направлениях в структуре социокультурного сервиса, мы подразумеваем занятия физической культуры и спортом.
Социология физической культуры и спорта исследует возможности жизнедеятельности и социального самоутверждения личности или социальных групп в сфере общественной жизни.
Важной частью социологического знания являются знания о социальном составе населения и социальной структуре общества, участвующих в физкультурно-спортивной деятельности. В данном случае речь идет о классах, больших и малых социальных, профессиональных и демографических группах, их отношении к физической культуре и спорту, возможностях реализовать свои потребности в этой сфере, мотивации к занятиям, стремлении достижения определенных целей.
Физическая культура - социальная, т.е. организуемая, обеспечиваемая и осуществляемая людьми деятельность по развитию и совершенствованию физических качеств и способностей человека. Спорт- составная часть физической культуры, осуществляемая в форме специально организованной соревновательной деятельности. Физическая культура и спорт -составные части общей культуры, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности. Физическая культура и спорт- одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, .
Социология физической культуры и спорта выясняет структуру, механизмы и характер общественных отношений и взаимодействий в физкультурно-спортивной деятельности, рассматривает и изучает роль и место физической культуры и спорта в образе жизни людей, а также социальные взаимоотношения людей в связи с их участием в спортивной деятельности.
Физическая культура и спорт проявляется в многообразии форм содержания:
в Международном олимпийском движении и физическом воспитании подрастающего поколения, учащейся молодежи;
в спортивной тренировке любителей разных видов спорта;
в индивидуальных, групповых, коллективных занятиях;
в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях;
в спортивных соревнованиях;
в спортивных праздниках и вечерах. Социальные функции физической культуры и спорта//Справочные пособия для студентов //URL: http://www.coaolreerat.com (дата посещения 12.11.2013г)
Как система социокультурного сервиса, физкультурно-спортивная деятельность включает определенные компоненты. К ним относятся:
физическое воспитание- педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и максимальное продление жизни человека;
физкультурное движение- объединение и совместная деятельность людей на основе идей физической культуры и специальной организации;
физкультурно-спортивные организации- государственные и общественные, коммерческие и некоммерческие организации, основным видом деятельности которых является оказание услуг в сфере физической культуры и спорта;
спорт высших достижений- сфера спорта, обеспечивающая раскрытие потенциальных возможностей человека, достижение высоких спортивных результатов, установление рекордов, организацию спортивно-зрелищных мероприятий;
физкультурные и спортивные общественные объединения- добровольные формирования (организации), возникшие в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов развития физической культуры и спорта и действующие на основе добровольности, равноправия их членов, самоуправления и законности;
управление физической культурой;
туризм-добровольно совершаемые пространственные перемещения продолжительностью более суток с познавательной, оздоровительной, спортивной или иной целью. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 257-ФЗ//Законы РФ (онлайн версия)//URL: http://www.rg.ru/2012/12/28/sport-dok.html (дата посещения 02.12.2013г)
Поскольку физическая культура является частью культуры общества, то ей присущи, прежде всего, общекультурные социальные функции. К ним можно отнести такие:
как воспитательная;
образовательная;
нормативная;
преобразовательная;
познавательная;
ценностно-ориентационная;
коммуникативная;
экономическая. Социальные функции физической культуры и спорта//Справочные пособия для студентов //URL: http://www.coaolreerat.com (дата посещения 12.11.2013г)
Рассмотрим лишь некоторые из них. Воспитание человека-занятия физическими упражнениями и спортом: создают возможности для воспитания воли, честности, мужества, трудовых качеств; развивают гуманистические убеждения, чувство уважения соперника; формируют социальную активность (капитан команды, физорг, старший в группе, судья по спорту). В ходе занятий человек получает уроки правовой этики. Отношения между тренером и спортсменом, спортсменом и судьей, между спортсменами требуют сознательного соблюдения правил проведения. Для физкультурников и спортсменов характерны патриотизм, преданность своему делу, борьба за спортивную честь, трудолюбие, выражающееся в строительстве и благоустройстве площадок, заливке катков, уборке мест занятий.
Как самостоятельная часть культуры общества физическая культура имеет специфические социальные функции. Последние органически связаны с общими, но в более конкретной форме выражают социальную сущность физической культуры как общественно необходимой деятельности, ее способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания. По признакам общности их можно объединить в следующие группы:
Общее развитие и укрепление организма всех людей независимо от возраста, пола, состояния здоровья, степени физического развития (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, снижение процессов инволюций и т.д.)
Физическая подготовка людей к трудовой деятельности, защите отечества (мобилизационная функция физической культуры, профессионально-прикладная физическая подготовка).
Удовлетворение потребности людей в активном отдыхе, досуге, рациональном использовании свободного времени (отвлечение от вредных привычек, формирование здорового образа жизни).
Развитие волевых физических способностей и двигательных возможностей человека от оптимального до предельного уровней.
Экономическая значимость физической культуры определяется снижением уровня заболеваемости и травматизма трудящихся, повышением их производительности труда, долголетием, в том числе и трудовым. Социальные функции физической культуры и спорта//Справочные пособия для студентов //URL: http://www.coaolreerat.com (дата посещения 12.11.2013г)
Спортивно-оздоровительные услуги - лишь часть услуг физической культуры и спорта, а спортивно-оздоровительный сервис - часть физкультурно-спортивного сервиса. Чтобы выявить специфику спортивно-оздоровительных услуг, нужно учесть, что эти услуги: удовлетворяют специфические потребности; связаны с оздоровлением и физическим развитием человека; относятся к услугам физической культуры и спорта. Группировка мотивов обращения к спортивно-оздоровительным услугам:
стремление к отдыху, разрядке, компенсации условий жизни;
стремление к изменению физической формы;
стремление к межличностному общению;
стремление в той или иной степени к познанию, обогащению;
стремление к самоутверждению, самореализации.
В реальной действительности, как правило, существуют несколько мотивов, обусловливающих выбор конкретной спортивно-оздоровительной услуги и взаимно усиливающих друг друга. Тем не менее, всегда есть главный, преобладающий мотив, который определяет вид или набор избираемых услуг. Мотивация занятий, как видим, прежде всего, связана с движением, оздоровлением и физическим развитием. Немалое значение также имеют мотивы обретения спортивности, обогащения социальных связей.
Большое значение имеет определение содержания спортивно-оздоровительных услуг. Спортивно-оздоровительные услуги- это, как правило, услуги платные, коммерческие, групповые или индивидуальные. Это- собственно физкультурно-спортивные услуги, т.е. связанные с обеспечением занятий физическими упражнениями и видами спорта в целях оздоровления и физического развития, в разнообразных организационных формах. Это - активные занятия физическими упражнениями и видами спорта по определенной программе на базе научно обоснованных методик, регламентированного времени занятий, под руководством специалистов. Спортивно-оздоровительные услуги могут включать в себя консультирование, а также дополнительные и сопутствующие услуги.
На основе этих соображение было предложено определение.
Спортивно-оздоровительный сервис-это система экономически обоснованного создания, предоставления и потребления услуг, удовлетворяющих комплекс специальных потребностей человека и связанных с программированием занятий специалистом (тренером, инструктором) в целях оздоровления и физического развития. Иначе говоря, это - часть отрасли «физическая культура и спорт», которая производит свободно реализуемые на рынке спортивно-оздоровительные услуги, или тот сектор экономики, где в качестве товара выступают спортивно-оздоровительные услуги. Спортивно-оздоровительная услуга в этом случае - своеобразный по форме и назначению товар, удовлетворяющий специальные потребности и существующий не в качестве вещи, а в качестве деятельности. Велединский В.Г. Спортивно-оздоровительный сервис:вопросы теории и практики.Монография / В.Г. Велединский.- СПб.: Изд-во СПБ ГУСЭ, 2013.- 167с.
В современных условиях есть все основания утверждать, что формируется отрасль знания, изучающая сущность, закономерности возникновения, развития и функционирования спортивно-оздоровительного сервиса как специфического явления в сфере физической культуры и спорта- назовем ее с известной долей условности «теория и технология спортивно-оздоровительного сервиса». Предметом интереса этой отрасли знания является деятельность по производству, продвижению и предоставлению спортивно-оздоровительных услуг в ответ на потребности людей. Тот же.
Зримой формой практической организации спортивно-оздоровительного сервиса являются многочисленные спортивные организации, предприятия, фирмы, клубы, предоставляющие спортивно-оздоровительные услуги. В своей практической деятельности сотрудники этих организаций каждый день решают взаимосвязанные задачи: производства, продвижения и предоставления спортивно-оздоровительных услуг; оздоровления, сближения человека с физической культурой, пропаганды здорового образа жизни и организации деятельности, достижения экономической устойчивости своего предприятия. В этом процессе происходит осознание, осмысление динамично развивающейся сферы спортивно-оздоровительного сервиса, привлекаются сведения из смежных областей, имеют место пробы, ошибки, удачи, делаются выводы, принимаются решения. В результате постепенно формируется массив знаний, нуждающийся в обобщении, систематизации, интеграции в особую отрасль знания, которая и может быть названа теорией и технологией спортивно-оздоровительного сервиса.
Этот комплекс или совокупность информации нуждается в оформлении и структурировании. Теория спортивно-оздоровительного сервиса как отрасль знания имеет различные аспекты, определяемые ее многоплановым содержанием:
философско-культурологический;
социологический
социально-психологический;
социально-педагогический;
управленческо-правовой;
сервисный;
физкультурно-оздоровительный.
Исходя из изложенного понимания спортивно-оздоровительного сервиса, выделены следующие компоненты системы спортивно-оздоровительного сервиса:
1. Занятия и тренировки по видам спорта, осуществляемые в соответствии с характеристиками спортивно-оздоровительного сервиса (платные услуги, связанные с программированием занятий специалистом-тренером, инструктором, в целях оздоровления и физического развития). Здесь в равной мере могут быть представлены циклические, процессуальные, игровые виды спорта и единоборства.
2. Занятия и тренировки, использующие специфические природногеографические возможности в целях оздоровления и физического развития, опираясь на организационные возможности туризма. Это, как правило, - экстремальные, часто опасные для здоровья виды услуг с использованием возможностей гор, рек, моря, воздушной стихии, предоставляемые туристскими организациями и их партнерами (горные лыжи, рафтинг, дайвинг, кайтинг, виндсерфинг и т.п.). Сюда же можно отнести физкультурно-оздоровительные компоненты анимационных услуг в туризме.
3. Фитнес как комплексы специализированных занятий физическими и дыхательными упражнениями в целях оздоровления, поддержания физической формы и физического развития: аэробика всевозможных направлений и разновидностей; танцевальные классы (танцевальные направления в фитнесе); силовые классы с использованием специального оборудования; специализированные занятия с опорой на западные и восточные оздоровительные системы (дыхательная гимнастика, пилатес, калланетика, йога и др.).
4. Веллнес-технологии как сочетание методик оздоровления организма и достижения состояния физического и душевного благополучия. Велединский В.Г. Спортивно-оздоровительный сервис:вопросы теории и практики.Монография / В.Г. Велединский.- СПб.: Изд-во СПБ ГУСЭ, 2013.- 167с.
В повседневной жизни спортивно-оздоровительный сервис выполняет множество различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без занятий физической культуры, спорта и туризма у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни. Кроме того, спортивно-оздоровительный сервис позволяет личности осознать противоположные векторы своего существования - физические занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время занятий, праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.д.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. По возрастным особенностям спортивно-оздоровительный сервис делится на две основные группы :
спортивно-оздоровительный сервис для взрослых;
спортивно-оздоровительный сервис для детей.
Рассмотрим особенности организации досуга в детских учреждениях.
1.3 Сервисные аспекты организации досуга в детских учреждениях
Сервисно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей с взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение.
В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения с взрослыми и сверстниками, наполняет его значимым содержанием, а в итоге формирует основы общей культуры. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет детям восстанавливать свои физические и духовные силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия.
Сервисно-досуговая деятельность целенаправленно организуется педагогами для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпрепровождения детей. В качестве сущностной характеристики досуга выделяется возможность выбора ребенком предпочитаемого вида деятельности: игры, рисования, конструирования и т.д. Вместе с тем анализ практики детских дошкольных учреждений свидетельствует, что традиционно досуг дошкольников используется достаточно узко, только как развлечение и отдых. В досуге преобладают непродуктивные виды деятельности, хотя досуг дошкольника может включать и разнообразные продуктивные виды детской деятельности (рисование, конструирование, ручной труд и др.).
Цель организации досуга детей - научить детей полезно и творчески проводить свободное время и создать условия для целостного развития личности ребенка. Современные теоретические подходы к проблеме организации досуга детей//Беспочко А.О.-Контрольная работа //URL: http://www.allbest.ru (дата посещения 24.11.2013г)
Мотивы досуга. Культурно-досуговая деятельность ребёнка связана с удовлетворением познавательных и практических потребностей, которые основываются на мотиве деятельности. Освоение реального мира в процессе культурно-досуговой деятельности требует от ребёнка активности, напряжения, способности к саморазвитию и самовыражению. Ребёнок часто стремится в своё свободное время получить развлечения, а не новые знания. К основным причинам этого явления можно отнести то, что взрослые не приучают ребёнка с детства относится к досугу как к источнику удовлетворения своих познавательных потребностей и устремлений. Часто проявляется неправильное отношение взрослых к организации свободного времени детей. Задачей детских учреждений является - привлечение внимания родителей к проблеме организации досуга детей, разъяснить его своеобразие, многообразие видов, развивающий потенциал, важность выбора вида досуга самим ребенком.
М.Б. Зацепина, выделяет три типа отношения к организации досуга:
полное безразличие, т.е. педагогическая безнадзорность;
излишняя заорганизованность, когда ребёнку не предоставляется право выбора и взрослые в основном сосредотачивают своё внимание на развитии ребёнка с духовным напряжением;
поиск таких путей, форм, средств и методов, которые бы соединили в единое целое познание и развлечения, наполнили бы их нравственно-эстетическим содержанием.
Важным качеством любой деятельности, которая совершается в свободное время, является то, что она должна быть интересной ребёнку при максимальной самостоятельности и активности с его стороны. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 64 с.
В детских учреждениях предоставляется достаточно широкий спектр дополнительных образовательных услуг, ориентированных на развитие художественно-творческих способностей и одаренности детей, ознакомление с культурой страны, народным искусством. Особое внимание уделяется развитию интеллектуальных способностей, обучению детей иностранному языку, танцам, спортивным секциям, развивающим играм, обеспечивающим эффективную подготовку к обучению в школе.
Функции организации досуга в детских учреждениях подробно были рассмотрены в главе 1.1. Понятие и виды досуговой деятельности. Перечислим некоторые из них:
творческая функция;
коммуникативная функция;
рекреационная функция;
самореализационная функция;
профориентационной функции;
просветительская функция.
Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество.
Отдых - это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом.
Виды отдыха:
самостоятельные занятия физическими упражнениями;
спортивный отдых;
игры со снегом, песком и водой;
прогулки;
игровая деятельность;
чтение книг, просмотр диафильмов, мультфильмов и др.; Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 66
Развлечения- носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Оно должно быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой- в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире. По содержательной направленности развлечения можно классифицировать:
театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, плоскостной театр, фланелеграф);
познавательные: КВНы и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников; обычаев и традиций родной страны; экологические;
спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования и эстафеты;
музыкально- литературные концерты;
к развлечениям относятся шутки, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.
Виды развлечений:
концерты: тематические, музыкально-литературные;
народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы;
познавательные вечера: КВН и викторины;
спортивные: игры, соревнования, эстафеты, аттракционы;
театрализованные представления: кукольный театр, инсценирование сказок, мюзиклы, оперы;
забавы: шарады, пословицы, шутки, фокусы, поговорки. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 68
Праздник - это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники имеют свои цели и задачи, главная из которых- создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру.
Самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, искусства, культуры и техники, управляемая самой личностью. Именно в процессе самообразования развивается личность ребенка, раскрываются его способности, творческий потенциал, реализуются духовные интересы.
Творчество - тоже рассматривается как культурно-досуговая деятельность ребенка. На развитие творчества детей большое влияние оказывает организация занятий в студий, в детском саду: художественной, театральной, музыкальной и др. Основная цель этих занятий- обеспечить каждому дошкольнику уверенность в своих возможностях и способностях.
Все перечисленные виды досуговой деятельности очень интересные, разнообразные и доступные для маленьких детей. Каждый ребенок-это, прежде всего личность, обладающая своим характером, способностями, интересами, а также богатым внутренним миром. И задача взрослого помочь ребенку найти оптимальный для его возраста, здоровья и эмоционального благополучия вид культурно-досуговой деятельности. Культурно-досуговая деятельность в детском саду//Смирнова Т.//URL: http://www.maaam.ru (дата посещения 18.12.2013г)
Таким образом, культурно-досуговая деятельность детей - это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детского сада, начальной школы, семьи и учреждений дополнительного образования, которая создаёт внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности в процессе изучения и познания ценностей различных видов культуры.
Глава 2.Анализ деятельности организации Центр Развития Ребенка «ЛИМПИК»
2.1 Общая характеристика и принципы работы Центра Развития Ребенка «ЛИМПИК»
Для того что бы понять, как возникла «Детская Корпорация «ЛИМПИК», обратимся к истории создания кампании.
10 декабря 2005 года открылся первый сетевой клуб OLYMP на ул. Оптиков, д.4. Клуб расположился на северо-западе Санкт-Петербурга, в одном из самых населенных и престижных районов города - Приморском. Через несколько месяцев после открытия клуб стал получать положительные отзывы от клиентов и зарекомендовал себя как успешный проект на рынке фитнеса Петербурга. 10 сентября 2007 года открыт второй клуб сети OLYMP в Калининском районе города. Долгое время OLYMP-Кондратьевский носил статус самого большого и многофункционального клуба Санкт-Петербурга. 20 июля 2009 года открылся третий, самый большой клуб сети OLYMP на Дальневосточном проспекте. В клубе OLYMP-Дальневосточный представлен широкий спектр групповых направлений фитнеса - от аэробики и сайкла до йоги и фейс- форминга, система персонального тренинга с учетом физических особенностей и медицинских показателей, система спортивных секций, специализированные программы для беременных, детский фитнес, уникальные, услуги в области SPA, красоты и многое другое. ALEX FITNESS-это молодая сеть фитнес клубов. Это новое направление, заданное уже зарекомендовавшей себя в Санкт-Петербурге сетью спортивно оздоровительных клубов высокого уровня «OLYMP».
Ежедневно команда ALEX FITNESS работает над тем, чтобы спортивно-оздоровительные услуги становились все более доступны для активных людей по всей стране. Оптимальное соотношение цены и качества предоставляемых услуг- вот приоритетное направление развития сети ALEX FITNESS. В 2008 году было принято решение об объединении всех направлений в области детского фитнеса под единым руководством и единым брендом. Так, была создана Детская Корпорация ЛИМПИК (юридическое имя ЧОУ ДиНОО «Умный мир»). История развития кампании//Официальный сайт OLYMP//URL: http://www.olympclubs.ru/company(дата посещения 27.11.2013г)
Частное образовательное учреждение Дошкольного и начального общего образования «Умный Мир» (сокращённо ЧОУ ДиНОО «Умный мир»), является образовательным учреждением и создано в целях повышения общеобразовательного и культурного развития детей, организации дошкольного образования (предшествующее начальному общему образованию) и начального общего образования, реализации программ дополнительного образования детей в интересах личности ребенка, общества, государства. Учреждение является некоммерческой организацией, не ставит своей целью извлечение прибыли. Устав ЧОУ ДиНОО «Умный мир»
Собственниками Учреждения являются: закрытое акционерное общество» Спорт Девелопмент», зарегистрированное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №15 по Санкт-Петербургу.
Адрес учреждения: Россия,195271,Санкт-Петербург, Ленинградская ул. д.5 корп.2.
Структура компании ЛИМПИК:
Президент компании-Ковалев Алексей Викторович
Директор ДК Лимпик-Амосова Анна
Заместитель Директора по спорту-Юсупова Полина
Управляющая клубом ЦРР Новый Оккервиль-Шевченко Анна
Главная цель кампании- «Наши сотрудники и Наши клиенты».
Частное образовательное учреждение дошкольного и начального общего образования «Умный мир» имеет следующие филиалы:
Образование:
Детские сады:
Детский сад Новый Оккервиль;
Детский сад Дальневосточный;
Детский сад Приморский;
Детский сад Куркино Москва;
Детский сад Мармеладъ Небо;
Детский Сад Лимпик на Удельной .
Школа:
Прогимназия Новый оккервиль;
Спорт:
OLYMP-Дальневосточный;
OLYMP- Кондратьевский;
OLYMP-Оптиков;
ALEX fitness «ТРК Вояж»;
ALEX fitness ТК «Зевс»;
ALEX fitness ТК «Платформа»;
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы организации досуговой деятельности
- 1.1 Понятие и виды досуговой деятельности
- 1.2 Спортивное направление в структуре социокультурного сервиса
- 1.3 Сервисные аспекты организации досуга в детских учреждениях
- Глава 2.Анализ деятельности организации Центр Развития Ребенка «ЛИМПИК»
- Дать рекомендации по усовершенствованию сервисной деятельности Центра Развития Ребенка «ЛИМПИК».