logo
Искусство ассамбляжа

1. Историческая справка

Ассамбляж широко применялся уже художниками начала ХХ века. Пикассо, Дюшан, Брак активно использовали эту технику для выражения своих творческих замыслов и идей. Ассамбляж был блестяще использован русскими художниками в начале ХХ века - Татлиным, Пуни, Родченко, - однако термин ввел Жан Дюбюффе в 1953 году для обозначения произведений искусства, выполненных из обломков естественных материалов, предметов или их фрагментов - например, из утиля. В широкий обиход термин вошел после выставки "Искусство Ассамбляжа", проходившей в нью-йоркском Музее современного искусства в 1961 году, в частности, впервые широко представившей сюрреалистические ассамбляжи Джозефа Корнелла. Одним из основателей техники считается французский художник Сезар (картина "Мусорная корзина золотого голубя", 1969), особенностью творчества которого являлось прессование материала для произведений. Изобразительное искусство является своеобразным зеркалом своей эпохи, отражая наиболее злободневные проблемы современного ему человека и общества. Во многом именно поэтому в современном постмодернистском искусстве основное место занимают идеи нестабильности и заброшенности личности человека, хаотичности и бессмысленности окружающего его мира, многомерности объективной реальности.

Отсутствие жёстких эстетических критериев, замена художественного образа симулякром (копией, не имеющей оригинала в реальности), сознательные акценты на красоте асимметрии и диссонанса, ироничное прочтение искусства прошлого - таковы лишь некоторые черты постмодернистского искусства [6].