logo
ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО XIX - XX ВЕКОВ

Тема 4. Европейское фигуративное искусство.

Сфера фигуративного искусства как «место действия» крупных индивидуальностей. Жан Дюбюффе (1901-1985). Роль творчества детей и душевнобольных для формирования концепции искусства. Применение граффити. Смыслообразующие функции живописной техники: особенности живописной поверхности, фактуры, трактовки цвета и фигуративных форм, сочетание разных материалов, смешанной техники. Подчинение всех живописных средств выражению экзистенциальных смыслов. Ассамбляж и объекты в творчестве Дюбюффе – серия «Двери» и др. Понятие «art brut» как определение искусства наивного, примитивного, душевнобольных, и как самоопределение собственного искусства мастера.

Фрэнсис Бэкон (1909-1992). Характеристика индивидуальной манеры мастера. Интерпретация старых мастеров: мотивы, цели, средства. Семиотические функции живописного пространства у Бэкона. Форма триптиха и ее функции в его творчестве.

Цели, средства и пределы трансформации антропоморфного начала в скульптуре. Характер связи между антропоморфизмом и гуманистическими идеалами и темами в творчестве А. Джакометти и Г. Мура.

Альберто Джакометти (1901-1966). Пребывание в Италии на раннем этапе творчества и проблема выбора образцов: вместо классического, - влияние средневекового и проторенессансного искусства. Сложение нового типа антропоморфизма в его искусстве. Ассамбляж и эксперименты с открыто-пространственными конструкциями. Характер связей между объектом и пространством, однофигурная и многофигурные композиции. Сюрреалистический период в его творчестве.

Генри Мур (1898-1986). От биоморфизма к особой символической силе пластического начала. Темы творчества, их формальное и концептуальное развитие. Диалог с классическими мотивами. Особенности концепции ландшафтной скульптуры.

Послевоенное творчество Б. Хэпворт. Пластика Марино Марини (1901-1980). Религиозная и символико-аллегорическая скульптура Джакомо Манцу.