logo
ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО XIX - XX ВЕКОВ

Тема 3. Истоки современной скульптуры.

Сравнительная характеристика живописи и скульптуры на рубеже XIX-XX веков. Объективные предпосылки стадиального разрыва в их развитии: специфика выразительных и технических возможностей скульптуры, господство антропоморфной формы, при отсутствии необходимой степени деформации и условности изображения человеческой фигуры, автономность и различия в восприятии пространства – условное двухмерное живописное и реальное пространство пластической формы.

Влияние Родена на скульптуру рубежа веков.

Творчество Аристида Майоля (1861-1944). Значение античной скульптуры для формирования его пластического мышления, проблема выбора образца в ареале античной пластики. Эволюция антропоморфной формы и материала в его творчестве. Особенности портретного начала. Ландшафтная скульптура и проблема взаимодействия пластической формы с окружающей природной средой.

Творчество Эмиля Антуана Бурделя (1861-1929). Специфика его «диалога» с античной скульптурой, предпочтения и освоение образца в ареале античной пластики. Основные темы и их развитие. Принцип серийности как художественный способ развития темы – образ Бетховена. Особенности трактовки пластической формы. Экспрессионистические тенденции в его искусстве. Бурдель - монументалист.

Скульптура рубежа веков и раннего XX века вне Франции. Творчество Вильгельма Лембрука (1881-1919). Влияние Родена, Майоля, готической скульптуры. Развитие пластической формы от подражания греческой классике к экспрессионистической трактовке. Новые средства стилизации и выразительности. Ландшафтная скульптура – соотношение фигуры и пространства. Творчество Георга Кольбе (1877-1947) – влияние Родена и Майоля. Особенности индивидуальной трактовки классической пластической формы. Портрет, ландшафтная скульптура.