logo
ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО XIX - XX ВЕКОВ

Тема 6. Минимализм и концептуализм.

Роль наследия Малевича и Татлина в сложении (середина 60-х годов) концепции минимализма. Доминанта антиэкспрессионистических идей, освобождение произведения искусства от элементов самовыражения. Представление о необходимом минимуме элементарных структур и идей для репрезентации универсума (другие названия минимализма – ABC Art, Первичные структуры). Эпистемологический куб минимализма – символ концептуальной ясности, буквальности, простоты. Индифферентность в отношении этических, социальных, философских проблем и ценностей. Основа творческого процесса – в систематичности, равновесии, симметрии, монотонности повтора элементарных структур. Конструирование трехмерных объектов. Представители минимализма – Дон Джадд, Дан Флавин, Карл Андре, Роберт Моррис, Франк Стелла. Инсталляции и световая скульптура.

Джадд, Моррис, Барбара Роуз – теоретики минимализма. Попытки минималистов реформировать музыку и танец.

Переосмысление наследия минимализма. Преемственность между минимализмом и концептуализмом в творчестве Сола ЛеВитта. Деструкция основных параметров и категорий искусства в концептуализме. Первичность языка и лингвистических категорий, вторичность визуальных, чувственно воспринимаемых структур: «Вне языка нет искусства» (Лоуренс Вейнер) Идеи «смерти искусства» и «смерти автора» и их отражение в теоретическом искусствознании. Группа Art=Language (Терри Аткинсон, Дэвид Бейнбридж, Майкл Балдуин, Харолд Хюррел, 1968). Издание одноименного журнала и создание концептуалистской теории искусства. Творчество и теоретические работы Сола ЛеВитта, Дугласа Хюблера, Йозефа Кошута, Роберта Барри, Даниеля Бюрана.