logo
ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО XIX - XX ВЕКОВ

Планы семинарских занятий по курсу «зарубежное искусство 19-20 веков» для специальности искусствоведение

Основной целью семинарских занятий является развитие у студентов навыков самостоятельной работы с материалом искусства XIX - XX веков, умения ставить и искать ответы на принципиальные вопросы его эволюции. Поэтому темами семинаров являются дискуссионные и нерешенные проблемы, которые находятся в центре внимания современной науки.

Важным аспектом студенческой работы на семинарах является художественная критика, как обязательная сторона профессиональной подготовки искусствоведа, работающего в сфере современного искусства. В процессе подготовки к семинару и работы в нем студенты должны освоить новые методологические подходы к современному искусству, пришедшие на смену классического искусствознания в условиях постмодернистской парадигмы и постструктуралистских основаниях гуманитарного знания конца столетия.

Многие семинарские занятия проходят в залах Музея изобразительных искусств имени Пушкина, что дает чрезвычайно важную для профессиональной подготовки возможность общения с оригиналами произведений в процессе обучения. Если по темам семинарских занятий коллекции ГМИИ не предоставляют достаточного количества материала, занятия проводятся с показом слайдов или отрывков видеофильмов.

Темы и вопросы построены так, что искусство Новейшего времени постоянно находится в контексте мировой художественной культуры, что, с одной стороны, позволяет глубже проникнуть в его специфику, а с другой - вскрывает логику историко-культурных перемен. Занятия чаще всего проходят в форме дискуссии, на которых студенты осваивают разнообразные формы исследовательской работы. В зависимости от аспекта и формулировки вопроса это могут быть:

Доклады по темам. Их цель: 1) научиться делать краткое законченное научное сообщение по заданной теме; 2) научиться критически оценивать выступление коллеги; 3) научиться дополнять и развивать поднятые в выступлении вопросы. На каждом занятии студенты выбирают одну из этих ролей.

Сравнительная характеристика произведений, школ, направлений. Такие темы особенно эффективно развивать в музейном зале, работая непосредственно с оригиналами произведений искусства.

Детальное описание выдающихся, ключевых памятников искусства, когда рассматриваемая тема касается их. По возможности такие занятия тоже проводятся в музейных залах, или с просмотром визуального ряда на слайдах или видео. Это должно научить будущего профессионального историка искусства всегда аргументировать свою точку зрения, исходя, прежде всего, из самой природы произведения искусства.

Результаты работы студента на семинарских занятиях оцениваются преподавателем в конце семестра по 5-балльной системе, после того как студент попробовал свои силы в каждом виде исследовательской работы.