Планы семинарских занятий по курсу «зарубежное искусство 19-20 веков» для специальности искусствоведение
Основной целью семинарских занятий является развитие у студентов навыков самостоятельной работы с материалом искусства XIX - XX веков, умения ставить и искать ответы на принципиальные вопросы его эволюции. Поэтому темами семинаров являются дискуссионные и нерешенные проблемы, которые находятся в центре внимания современной науки.
Важным аспектом студенческой работы на семинарах является художественная критика, как обязательная сторона профессиональной подготовки искусствоведа, работающего в сфере современного искусства. В процессе подготовки к семинару и работы в нем студенты должны освоить новые методологические подходы к современному искусству, пришедшие на смену классического искусствознания в условиях постмодернистской парадигмы и постструктуралистских основаниях гуманитарного знания конца столетия.
Многие семинарские занятия проходят в залах Музея изобразительных искусств имени Пушкина, что дает чрезвычайно важную для профессиональной подготовки возможность общения с оригиналами произведений в процессе обучения. Если по темам семинарских занятий коллекции ГМИИ не предоставляют достаточного количества материала, занятия проводятся с показом слайдов или отрывков видеофильмов.
Темы и вопросы построены так, что искусство Новейшего времени постоянно находится в контексте мировой художественной культуры, что, с одной стороны, позволяет глубже проникнуть в его специфику, а с другой - вскрывает логику историко-культурных перемен. Занятия чаще всего проходят в форме дискуссии, на которых студенты осваивают разнообразные формы исследовательской работы. В зависимости от аспекта и формулировки вопроса это могут быть:
Доклады по темам. Их цель: 1) научиться делать краткое законченное научное сообщение по заданной теме; 2) научиться критически оценивать выступление коллеги; 3) научиться дополнять и развивать поднятые в выступлении вопросы. На каждом занятии студенты выбирают одну из этих ролей.
Сравнительная характеристика произведений, школ, направлений. Такие темы особенно эффективно развивать в музейном зале, работая непосредственно с оригиналами произведений искусства.
Детальное описание выдающихся, ключевых памятников искусства, когда рассматриваемая тема касается их. По возможности такие занятия тоже проводятся в музейных залах, или с просмотром визуального ряда на слайдах или видео. Это должно научить будущего профессионального историка искусства всегда аргументировать свою точку зрения, исходя, прежде всего, из самой природы произведения искусства.
Результаты работы студента на семинарских занятиях оцениваются преподавателем в конце семестра по 5-балльной системе, после того как студент попробовал свои силы в каждом виде исследовательской работы.
- Федеральное агентство по образованию
- Раздел I. Вводный.
- Тема 1.Философско-эстетические основания художественной культуры Новейшего времени.
- Тема 2.Периодизация современного искусства.
- Раздел II. Изобразительное искусство и архитектура эпохи романтизма.
- Тема 2. Творчество Франсиско Гойи (1746-1828).
- Тема 3. Теория искусства романтизма.
- Тема 5. Романтизм в Германии.
- Тема 6. Романтизм в Англии.
- Тема 7. Романтизм во Франции.
- Тема 8. Западноевропейская архитектура первой половины XIX века.
- Раздел III. Основные тенденции в изобразительном искусстве и архитектуре середины XIX века.
- Тема 1. Эстетическая платформа и социокультурные позиции академизма во Франции.
- Тема 2. Реализм и проблемы стиля.
- Тема 3. Вариации реализма в творчестве ведущих мастеров.
- Тема 2. Импрессионизм – цели и задачи. Станковая картина импрессионизма.
- Тема 3. Основные мастера импрессионизма.
- Тема 4. Скульптура Огюста Родена (1840-1917).
- Тема 5. Архитектура 60-80 годов.
- Раздел V. Эпоха постимпрессионизма.
- Тема 1. Творчество Поля Сезанна (1839-1906).
- Тема 2. Неоимпрессионизм – цели и задачи.
- Тема 3. Творчество Жоржа Сера (1859-1991).
- Тема 4. Творчество Винсента Ван Гога (1853-1890).
- Тема 5. Творчество Анри де Тулуз-Лотрека (1864-1901).
- Раздел VI. Символизм и ар-нуво.
- Тема 1. Теория искусства символизма.
- Тема 2. Творчество Поля Гогена (1848-1903) в контексте идей символизма.
- Тема 3. Направления, национальные школы и мастера в символизме.
- Тема 4. Группа «Наби»
- Тема 5. Архитектура и декоративно-прикладное искусство ар-нуво.
- Тема 6. Варианты ар-нуво в разных национальных школах.
- Тема 7. Изобразительное искусство ар-нуво.
- Раздел VII. Архитектура и искусство начала XX веков. Ранний авангард.
- Тема 1. Чикагская школа и раннее творчество Фрэнка-Ллойда Райта.
- Тема 2. Тенденции в европейской архитектуре раннего XX века.
- Тема 3. Истоки современной скульптуры.
- Тема 4. Фовизм.
- Тема 5. Экспрессионизм.
- Тема 6. Кубизм.
- Тема 7. Скульптура кубизма.
- Тема 8. Футуризм.
- Раздел VIII. Архитектура и искусство между двумя мировыми войнами.
- Тема 1. Дада.
- Тема 2. Абстрактное искусство. Основные направления первого этапа развития абстракции.
- Тема 3. Развитие абстрактного искусства между двумя войнами.
- Тема 4. Направления в фигуративном искусстве: формы и цели. Метафизическая школа. Новая вещественность.
- Тема 5. Парижская школа между двумя войнами.
- Тема 6. Архитектура и дизайн в деятельности Баухауза и «Де Стайль».
- Тема 7. Интернациональный стиль в архитектуре. Первый этап.
- Тема 8. Сюрреализм - концепции искусства. Основные направления и мастера.
- Тема 9. Основные тенденции развития скульптуры.
- Раздел IX. Архитектура и искусство 50-х – 70-х годов XX века.
- Тема 1. Абстрактный экспрессионизм и американское искусство середины 40-х – 60-х годов. Живопись и скульптура.
- Тема 2. Мастера и направления в абстрактном экспрессионизме.
- Тема 3. Развитие абстракции и европейское искусство после второй мировой войны. Живопись и скульптура.
- Тема 4. Европейское фигуративное искусство.
- Тема 5. Поп арт. Альтернативные формы творчества.
- Тема 6. Минимализм и концептуализм.
- Тема 7. Другие тенденции в искусстве 60-х - 70-х.
- Тема 8. Интернациональный стиль в архитектуре. Второй этап.
- Раздел 10. Архитектура и искусство 80-х годов – конца XX века.
- Каталоги выставок
- Контрольные вопросы по курсу «зарубежное искусство XIX-XX веков»
- Спиок тем курсовых и дипломных работ по курсу «зарубежное искусство 19-20 веков»
- Тематический план по курсу “Зарубежное искусство XIX-XX веков” для специальности 031501 “Искусствоведение”
- Планы семинарских занятий по курсу «зарубежное искусство 19-20 веков» для специальности искусствоведение
- Темы семинарских занятий
- Литература:
- Литература
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- VII. Сравнительная характеристика живописной техники и станковой картины постимпрессионизма, импрессионизма и неоимпрессионизма.
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Методические указания по проведению семестрового контроля за знаниями студентов
- Список примерных тем для итоговой аттестации