Тема 5. Экспрессионизм.
Зарождение экспрессионизма в Германии. Истоки и предшественники немецкого экспрессионизма: готическое искусство, экспрессионистическая линия в живописи немецкого Возрождения, искусство романтизма и символизма; значение творчества Ван Гога, Дж. Энсора, Э. Мунка, Ф. Ходлера для формирования стилистики экспрессионистической живописи.
Философско-теоретическая интерпретация экспрессионизма: концепция о перманентном присутствии и развитии экспрессионистской линии в искусстве; теория В. Воррингера о фундаментальных различиях в этнопсихологии, психологии творчества и принципах формообразования между народами Севера и Юга. Фовизм и немецкий экспрессионизм - сравнительная характеристика. Распространение экспрессионизма в архитектуре, скульптуре, литературе, драматургии. Журнальная и станковая графика.
Этапы развития экспрессионизма:
Образование группы «Мост», ее эстетико-теоретическая и художественная платформа. Экзистенциальная направленность и психологическая напряженность творчества. Темы жизни и смерти, человеческих взаимоотношений, большого города и «маленького человека». Мотивы обнаженной натуры, одно- и многофигурной композиции, тип пейзажа и портрета – концептуальные и формальные отличия по сравнению с постимпрессионизмом и фовизмом. Живописные и графические средства экспрессионистического выражения смысла. Концепция цвета. Эрнст Людвиг Кирхнер (1880-1938). Эрих Хеккель (1883-1970), Отто Мюллер (1874-1930), Макс Пехштейн (1881-1953), Карл Шмидт-Роттлуфф (1884-1976). Эмиль Нольде (1967-1956) – эволюция творчества. Религиозная тема, развитие пейзажа. Экспрессионизм в Австрии: Эгон Шилле (1890-1918) и Оскар Кокошка (1886-1980).
Учеба и деятельность Василия Кандинского (1866-1944) в Мюнхене. Объединения, предшествующие группе «Синий всадник». Образование «Синего всадника», его цели и задачи. Искусство В. Кандинского, влияние его эстетико-теоретических взглядов, возникновение первых форм абстрактной живописи. Творчество Франца Марка (1880-1916), Августа Макке (1887-1914), Алексея фон Явленского (1864-1941), Лионеля Файнингера (1871-1956). Пауль Клее (1879-1940): точки соприкосновения с абстрактным экспрессионизмом. Эволюция «Синего всадника» в сторону чистой абстракции.
Расширение экспрессионизма за рамки Германии. Выставочная деятельность участников «Синего всадника», их тесные контакты с ведущими мастерами и современными направлениями в европейской живописи. Итоги выставочной и практической деятельности группы, становление Германии в качестве второго центра европейского искусства, наряду с Парижем.
Развитие фигуративной линии, идущей от группы «Мост», после распада обоих объединений. «Новая вещественность», «Октябрьская группа» и др. – социальная направленность искусства, мастера и произведения.
Скульптура экспрессионизма. Творчество Эрнста Барлаха (1870-1938). Средства экспрессивной деформации пластической формы.
Европейский архитектурный экспрессионизм 1910 – 1925. Влияние Стеклянного павильона Б. Таута. «Стеклянная цепь» в немецкой архитектуре и утопические идеи, связанные с ней. Реализация идеи «короны города» в Большом театре в Берлине (1918-19) Ганса Пёльцига (1869-1936). Творчество Эриха Мендельсона (1887-1953). Пластическая экспрессия Башни Эйнштейна (Обсерватория и астрофизическая лаборатория в Потсдаме, 1917-21). Переход к более конструктивистским решениям в фабричном здании в Лукенвальде и магазине в Бреслау. Комплекс на Курфюрстендамм в Берлине (1926-31). Сооружения, выполненные в эмиграции (госпиталь в Хайфе, здания университета в Иерусалиме).
- Федеральное агентство по образованию
- Раздел I. Вводный.
- Тема 1.Философско-эстетические основания художественной культуры Новейшего времени.
- Тема 2.Периодизация современного искусства.
- Раздел II. Изобразительное искусство и архитектура эпохи романтизма.
- Тема 2. Творчество Франсиско Гойи (1746-1828).
- Тема 3. Теория искусства романтизма.
- Тема 5. Романтизм в Германии.
- Тема 6. Романтизм в Англии.
- Тема 7. Романтизм во Франции.
- Тема 8. Западноевропейская архитектура первой половины XIX века.
- Раздел III. Основные тенденции в изобразительном искусстве и архитектуре середины XIX века.
- Тема 1. Эстетическая платформа и социокультурные позиции академизма во Франции.
- Тема 2. Реализм и проблемы стиля.
- Тема 3. Вариации реализма в творчестве ведущих мастеров.
- Тема 2. Импрессионизм – цели и задачи. Станковая картина импрессионизма.
- Тема 3. Основные мастера импрессионизма.
- Тема 4. Скульптура Огюста Родена (1840-1917).
- Тема 5. Архитектура 60-80 годов.
- Раздел V. Эпоха постимпрессионизма.
- Тема 1. Творчество Поля Сезанна (1839-1906).
- Тема 2. Неоимпрессионизм – цели и задачи.
- Тема 3. Творчество Жоржа Сера (1859-1991).
- Тема 4. Творчество Винсента Ван Гога (1853-1890).
- Тема 5. Творчество Анри де Тулуз-Лотрека (1864-1901).
- Раздел VI. Символизм и ар-нуво.
- Тема 1. Теория искусства символизма.
- Тема 2. Творчество Поля Гогена (1848-1903) в контексте идей символизма.
- Тема 3. Направления, национальные школы и мастера в символизме.
- Тема 4. Группа «Наби»
- Тема 5. Архитектура и декоративно-прикладное искусство ар-нуво.
- Тема 6. Варианты ар-нуво в разных национальных школах.
- Тема 7. Изобразительное искусство ар-нуво.
- Раздел VII. Архитектура и искусство начала XX веков. Ранний авангард.
- Тема 1. Чикагская школа и раннее творчество Фрэнка-Ллойда Райта.
- Тема 2. Тенденции в европейской архитектуре раннего XX века.
- Тема 3. Истоки современной скульптуры.
- Тема 4. Фовизм.
- Тема 5. Экспрессионизм.
- Тема 6. Кубизм.
- Тема 7. Скульптура кубизма.
- Тема 8. Футуризм.
- Раздел VIII. Архитектура и искусство между двумя мировыми войнами.
- Тема 1. Дада.
- Тема 2. Абстрактное искусство. Основные направления первого этапа развития абстракции.
- Тема 3. Развитие абстрактного искусства между двумя войнами.
- Тема 4. Направления в фигуративном искусстве: формы и цели. Метафизическая школа. Новая вещественность.
- Тема 5. Парижская школа между двумя войнами.
- Тема 6. Архитектура и дизайн в деятельности Баухауза и «Де Стайль».
- Тема 7. Интернациональный стиль в архитектуре. Первый этап.
- Тема 8. Сюрреализм - концепции искусства. Основные направления и мастера.
- Тема 9. Основные тенденции развития скульптуры.
- Раздел IX. Архитектура и искусство 50-х – 70-х годов XX века.
- Тема 1. Абстрактный экспрессионизм и американское искусство середины 40-х – 60-х годов. Живопись и скульптура.
- Тема 2. Мастера и направления в абстрактном экспрессионизме.
- Тема 3. Развитие абстракции и европейское искусство после второй мировой войны. Живопись и скульптура.
- Тема 4. Европейское фигуративное искусство.
- Тема 5. Поп арт. Альтернативные формы творчества.
- Тема 6. Минимализм и концептуализм.
- Тема 7. Другие тенденции в искусстве 60-х - 70-х.
- Тема 8. Интернациональный стиль в архитектуре. Второй этап.
- Раздел 10. Архитектура и искусство 80-х годов – конца XX века.
- Каталоги выставок
- Контрольные вопросы по курсу «зарубежное искусство XIX-XX веков»
- Спиок тем курсовых и дипломных работ по курсу «зарубежное искусство 19-20 веков»
- Тематический план по курсу “Зарубежное искусство XIX-XX веков” для специальности 031501 “Искусствоведение”
- Планы семинарских занятий по курсу «зарубежное искусство 19-20 веков» для специальности искусствоведение
- Темы семинарских занятий
- Литература:
- Литература
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- VII. Сравнительная характеристика живописной техники и станковой картины постимпрессионизма, импрессионизма и неоимпрессионизма.
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Методические указания по проведению семестрового контроля за знаниями студентов
- Список примерных тем для итоговой аттестации