logo
ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО XIX - XX ВЕКОВ

Тема 5. Экспрессионизм.

Зарождение экспрессионизма в Германии. Истоки и предшественники немецкого экспрессионизма: готическое искусство, экспрессионистическая линия в живописи немецкого Возрождения, искусство романтизма и символизма; значение творчества Ван Гога, Дж. Энсора, Э. Мунка, Ф. Ходлера для формирования стилистики экспрессионистической живописи.

Философско-теоретическая интерпретация экспрессионизма: концепция о перманентном присутствии и развитии экспрессионистской линии в искусстве; теория В. Воррингера о фундаментальных различиях в этнопсихологии, психологии творчества и принципах формообразования между народами Севера и Юга. Фовизм и немецкий экспрессионизм - сравнительная характеристика. Распространение экспрессионизма в архитектуре, скульптуре, литературе, драматургии. Журнальная и станковая графика.

Этапы развития экспрессионизма:

  1. Образование группы «Мост», ее эстетико-теоретическая и художественная платформа. Экзистенциальная направленность и психологическая напряженность творчества. Темы жизни и смерти, человеческих взаимоотношений, большого города и «маленького человека». Мотивы обнаженной натуры, одно- и многофигурной композиции, тип пейзажа и портрета – концептуальные и формальные отличия по сравнению с постимпрессионизмом и фовизмом. Живописные и графические средства экспрессионистического выражения смысла. Концепция цвета. Эрнст Людвиг Кирхнер (1880-1938). Эрих Хеккель (1883-1970), Отто Мюллер (1874-1930), Макс Пехштейн (1881-1953), Карл Шмидт-Роттлуфф (1884-1976). Эмиль Нольде (1967-1956) – эволюция творчества. Религиозная тема, развитие пейзажа. Экспрессионизм в Австрии: Эгон Шилле (1890-1918) и Оскар Кокошка (1886-1980).

  2. Учеба и деятельность Василия Кандинского (1866-1944) в Мюнхене. Объединения, предшествующие группе «Синий всадник». Образование «Синего всадника», его цели и задачи. Искусство В. Кандинского, влияние его эстетико-теоретических взглядов, возникновение первых форм абстрактной живописи. Творчество Франца Марка (1880-1916), Августа Макке (1887-1914), Алексея фон Явленского (1864-1941), Лионеля Файнингера (1871-1956). Пауль Клее (1879-1940): точки соприкосновения с абстрактным экспрессионизмом. Эволюция «Синего всадника» в сторону чистой абстракции.

Расширение экспрессионизма за рамки Германии. Выставочная деятельность участников «Синего всадника», их тесные контакты с ведущими мастерами и современными направлениями в европейской живописи. Итоги выставочной и практической деятельности группы, становление Германии в качестве второго центра европейского искусства, наряду с Парижем.

Развитие фигуративной линии, идущей от группы «Мост», после распада обоих объединений. «Новая вещественность», «Октябрьская группа» и др. – социальная направленность искусства, мастера и произведения.

Скульптура экспрессионизма. Творчество Эрнста Барлаха (1870-1938). Средства экспрессивной деформации пластической формы.

Европейский архитектурный экспрессионизм 1910 – 1925. Влияние Стеклянного павильона Б. Таута. «Стеклянная цепь» в немецкой архитектуре и утопические идеи, связанные с ней. Реализация идеи «короны города» в Большом театре в Берлине (1918-19) Ганса Пёльцига (1869-1936). Творчество Эриха Мендельсона (1887-1953). Пластическая экспрессия Башни Эйнштейна (Обсерватория и астрофизическая лаборатория в Потсдаме, 1917-21). Переход к более конструктивистским решениям в фабричном здании в Лукенвальде и магазине в Бреслау. Комплекс на Курфюрстендамм в Берлине (1926-31). Сооружения, выполненные в эмиграции (госпиталь в Хайфе, здания университета в Иерусалиме).