Тема 5. Романтизм в Германии.
Теория и практика романтизма в литературе, философии, эстетике: круг иенских романтиков, «Философия искусства» Ф.В.И. Шеллинга. Новые темы, герои и символы в творчестве Ф. Новалиса. Л. Тика, В. Вакенродера. Развитие идей романтизма на позднем этапе. Творчество Э.Т.А. Гоффманна.
Гете и романтики: парадокс взаимоотношений. Категорическое неприятие писателем идей и творчества романтизма; творчество Гете как источник вдохновения, тем и образов для романтиков. Традиция романтической интерпретации «Фауста».
Пантеизм романтического мировоззрения и его художественно-эстетический коррелят – идея “Gesammtkunstwerk”. ПопыткаФилиппа Отто Рунге (1777-1810)воплотить эту идею в цикле «Времена суток». Другие произведения Рунге и его место в становлении немецкого романтизма.
Каспар Давид Фридрих (1774-1840)и символическое направление в романтической пейзажной живописи. Формирование взглядов и становление стиля. Годы учебы в Академии искусств Копенгагена. Пути и средства обновления традиционного с эпохи Ренессанса символико-аллегорического языка искусства, трансформация классических «иконографических схем» символико-аллегорических тем (Ванитас, Цикл времен года, времен суток, возрастов человеческой жизни, Тема кораблеплавания и др.). Семантика «готической темы». Работа с натуры (изучение облаков, эффектов восхода и захода солнца, лунного света, ночного освещения и т.д.) и вплетение натурных впечатлений в чисто символический контекст. Техника живописи Фридриха. Графика.
Влияние художника на современное ему искусство и на развитие пейзажного жанра. «9 писем о пейзажной живописи» (1831) Карла-Гюстава Каруса (1789-1869).Пейзаж в творчестве друзей Фридриха:Георга Фридриха Керстинга (1785-1847), И.К.К. Даля (1788-1857) и последующего поколения живописцев: К.Ф. Лессинга, К. Блехена (1798-1840), А.Л. Рихтера (1803-1885).
Назарейцы – «романтический бунт» против академизма. «Братство св. Луки» - вариант христианского романтизма. Два направления в их искусстве: «средневековое, немецкое» и «классическое, итальянское». Монументальное искусство назарейцев. Росписи виллы Массимо в Риме. Графика. Ф. Пфорр (1788-1812). Ф. Овербек (1789-1869), переход в католицизм, идеи католического обновления, «принц христианских художников» (Пюгин). П. Корнелиус (1783-1867).
Последовательное обращение романтиков к национальной («северной») средневековой и более древней культуре в противовес классической античной и итальянской – общая черта романтических направлений в Германии. Ее значение в дальнейшем развитии искусства в Германии и Северной Европе. «Классицистический» романтизм и его представители в немецкой живописной школе.
Влияние наполеоновских войн, падения Наполеона, Венского конгресса на формирование социокультурной атмосферы эпохи. Пути и средства преломления этих событий в искусстве романтизма.
- Федеральное агентство по образованию
- Раздел I. Вводный.
- Тема 1.Философско-эстетические основания художественной культуры Новейшего времени.
- Тема 2.Периодизация современного искусства.
- Раздел II. Изобразительное искусство и архитектура эпохи романтизма.
- Тема 2. Творчество Франсиско Гойи (1746-1828).
- Тема 3. Теория искусства романтизма.
- Тема 5. Романтизм в Германии.
- Тема 6. Романтизм в Англии.
- Тема 7. Романтизм во Франции.
- Тема 8. Западноевропейская архитектура первой половины XIX века.
- Раздел III. Основные тенденции в изобразительном искусстве и архитектуре середины XIX века.
- Тема 1. Эстетическая платформа и социокультурные позиции академизма во Франции.
- Тема 2. Реализм и проблемы стиля.
- Тема 3. Вариации реализма в творчестве ведущих мастеров.
- Тема 2. Импрессионизм – цели и задачи. Станковая картина импрессионизма.
- Тема 3. Основные мастера импрессионизма.
- Тема 4. Скульптура Огюста Родена (1840-1917).
- Тема 5. Архитектура 60-80 годов.
- Раздел V. Эпоха постимпрессионизма.
- Тема 1. Творчество Поля Сезанна (1839-1906).
- Тема 2. Неоимпрессионизм – цели и задачи.
- Тема 3. Творчество Жоржа Сера (1859-1991).
- Тема 4. Творчество Винсента Ван Гога (1853-1890).
- Тема 5. Творчество Анри де Тулуз-Лотрека (1864-1901).
- Раздел VI. Символизм и ар-нуво.
- Тема 1. Теория искусства символизма.
- Тема 2. Творчество Поля Гогена (1848-1903) в контексте идей символизма.
- Тема 3. Направления, национальные школы и мастера в символизме.
- Тема 4. Группа «Наби»
- Тема 5. Архитектура и декоративно-прикладное искусство ар-нуво.
- Тема 6. Варианты ар-нуво в разных национальных школах.
- Тема 7. Изобразительное искусство ар-нуво.
- Раздел VII. Архитектура и искусство начала XX веков. Ранний авангард.
- Тема 1. Чикагская школа и раннее творчество Фрэнка-Ллойда Райта.
- Тема 2. Тенденции в европейской архитектуре раннего XX века.
- Тема 3. Истоки современной скульптуры.
- Тема 4. Фовизм.
- Тема 5. Экспрессионизм.
- Тема 6. Кубизм.
- Тема 7. Скульптура кубизма.
- Тема 8. Футуризм.
- Раздел VIII. Архитектура и искусство между двумя мировыми войнами.
- Тема 1. Дада.
- Тема 2. Абстрактное искусство. Основные направления первого этапа развития абстракции.
- Тема 3. Развитие абстрактного искусства между двумя войнами.
- Тема 4. Направления в фигуративном искусстве: формы и цели. Метафизическая школа. Новая вещественность.
- Тема 5. Парижская школа между двумя войнами.
- Тема 6. Архитектура и дизайн в деятельности Баухауза и «Де Стайль».
- Тема 7. Интернациональный стиль в архитектуре. Первый этап.
- Тема 8. Сюрреализм - концепции искусства. Основные направления и мастера.
- Тема 9. Основные тенденции развития скульптуры.
- Раздел IX. Архитектура и искусство 50-х – 70-х годов XX века.
- Тема 1. Абстрактный экспрессионизм и американское искусство середины 40-х – 60-х годов. Живопись и скульптура.
- Тема 2. Мастера и направления в абстрактном экспрессионизме.
- Тема 3. Развитие абстракции и европейское искусство после второй мировой войны. Живопись и скульптура.
- Тема 4. Европейское фигуративное искусство.
- Тема 5. Поп арт. Альтернативные формы творчества.
- Тема 6. Минимализм и концептуализм.
- Тема 7. Другие тенденции в искусстве 60-х - 70-х.
- Тема 8. Интернациональный стиль в архитектуре. Второй этап.
- Раздел 10. Архитектура и искусство 80-х годов – конца XX века.
- Каталоги выставок
- Контрольные вопросы по курсу «зарубежное искусство XIX-XX веков»
- Спиок тем курсовых и дипломных работ по курсу «зарубежное искусство 19-20 веков»
- Тематический план по курсу “Зарубежное искусство XIX-XX веков” для специальности 031501 “Искусствоведение”
- Планы семинарских занятий по курсу «зарубежное искусство 19-20 веков» для специальности искусствоведение
- Темы семинарских занятий
- Литература:
- Литература
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- VII. Сравнительная характеристика живописной техники и станковой картины постимпрессионизма, импрессионизма и неоимпрессионизма.
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Методические указания по проведению семестрового контроля за знаниями студентов
- Список примерных тем для итоговой аттестации