Спиок тем курсовых и дипломных работ по курсу «зарубежное искусство 19-20 веков»
Неоклассицизм конца XVIII - начала XIX веков и эстетические теории классицизма XVII века.
Тема гробницы А. Кановы.
Скульптурный портрет А. Кановы.
Стиль Б. Торвальдсена.
Античная тема у Кановы и Торвальдсена – сравнительная характеристика.
Наполеоновская тема в искусстве Франции начала XIX века.
Интерпретация античности в творчестве П.Н. Герена.
Иконография официального портрета в творчестве Жерара.
Живопись «Дома глухого» Франсиско Гойи.
Религиозная живопись Гойи – проблемы эволюции, стиля, иконографии.
Портретное творчество Гойи.
Графические серии Гойи.
Эстетика романтизма в немецкой культуре и романтическая живопись Германии.
Творчество К.Д. Фридриха в контексте романтизма.
Типология пейзажа в западноевропейской живописи эпохи романтизма.
Пейзаж у Констебля и Тернера – сравнительная характеристика.
Синтез визуального и вербального в книгах У. Блейка.
Место живописи Фюсли в развитии искусства на рубеже XVIII-XIX столетий.
Эстетика романтизма во французской культуре и романтическая живопись Франции.
Средневековые мотивы в искусстве романтизма
Живописная техника Делакруа.
Историческая тема в творчестве Делакруа.
История и современность в живописи Делакруа.
Трансформация экзотической темы в творчестве Делакруа.
Делакруа – монументалист.
Религиозная живопись Делакруа.
Романтический портрет в интерпретации Делакура.
Эволюция стиля Жерико.
Современная тема в творчестве Жерико.
Восприятие природы в культуре начала XIX века и английская романтическая живопись.
Прерафаэлиты и проблемы позднего романтизма.
Религиозная живопись у назарейцев и прерафаэлитов – сравнительная характеристика.
Феномен назарейцев.
Проблема историзма, исторической истины и историческая картина XIX века.
Эволюция и значение жанров изобразительного искусства в системе европейской художественной культуры середины XIX – второй половины XIX века.
Французский академизм середины XIX века.
Реализм в изобразительном искусстве середины и второй половины XIX века (школы, мастера – по выбору).
Место искусства Г. Курбе в эволюции художественной культуры XIX столетия.
Э. Мане. Кафе Гербуа и Батиньольская школа.
Э. Мане: год "Олимпии", его место в творчестве художника; культурно - исторический контекст.
Э. Мане и импрессионисты: близость и различия.
"Завтрак на траве" Э. Мане в русле мировой художественной традиции.
Испанская тема в живописи Э. Мане.
Э. Мане. "Бар в "Фоли Бержер". Специфика образного замысла.
Рождение импрессионизма: время, события, люди.
Импрессионизм как историко-культурное явление и особый этап в развитии западноевропейского художественного видения Нового и Новейшего времени.
Клод Моне. Творческий портрет.
Принцип серийности в искусстве К. Моне и его связь с творческим методом мастера.
Альфред Сислей. Общая характеристика.
Камиль Писсарро. Своеобразие творческого облика. Образ современного города в искусстве импрессионистов.
Портреты Огюста Ренуара.
Эдгар Дега - "классический художник современной жизни".
Дега и Энгр: суть исторической преемственности.
Дега и импрессионисты.
Темы балета и театра в творчестве Дега.
"Сюита обнаженных" Дега. Своеобразие творческого замысла.
Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден.
"Граждане Кале" Родена и судьбы монументальной скульптуры в 19 веке.
Стиль ампир в архитектуре
Архитектор Шинкель
Творчество А. Лабруста
Формирование рационалистической линии в архитектуре XIX века
Проблемы градостроительства и перестройка Парижа при бароне Османне
Крупнейшие инженерно-промышленные сооружения и их значение для развития архитектуры
Проблема неоготики в архитектуре XIX века
Проблема историзма и эклектики в архитектуре XIX века
Поль Сезанн. Общая характеристика творчества. Взгляды на искусство.
Сезанн и кубизм.
Поль Гоген. Школа в Понт-Авене.
Гоген и Ван Гог в Арле.
П. Гоген. Первая поездка на Таити.
"Клуазонизм" Гогена и стиль Ар- нуво около 1900 г.
Винсент Ван Гог. Творческий путь.
Реальность и идеал в творчестве Ван Гога.
Понимание цвета в живописи Гогена и Ван Гога. Сравнительная характеристика.
Средства выражения в литературе символизма и символической живописи – проблемы корреляции.
Аристид Майоль и античные традиции – проблемы трансформации антропоморфизма в скульптуре.
Истоки и принципы «большого стиля» Жоржа Сера.
«Парад», «Канкан», «Цирк» Сера – проблемы интерпретации смысла.
Концепция станковой картины в импрессионизме и неоимпрессионизме.
Образы современного искусства в творчестве Матисса.
Пикассо и судьбы искусства 20 века.
Теософические основы неопластицизма Мондриана.
Трансформация принципа серийности у Кандинского.
Фовизм и экспрессионизм – сходство техники и различие целей.
Трансформация классических мотивов в живописи сюрреализма.
Джорджо де Кирико и жизнь мотивов Ренессанса в пространстве современного искусства.
Портрет папы Иннокентия X кисти Ф. Бэкона.
Новая стадия развития абстракции в «живописи действия» Дж. Поллока.
«Смерть» и «воскрешение» художника в искусстве конца 20 века.
Ценности американской культуры в искусстве поп-арта.
Европейская и американская абстракция после Второй мировой войны – типологические сходства и отличия.
- Федеральное агентство по образованию
- Раздел I. Вводный.
- Тема 1.Философско-эстетические основания художественной культуры Новейшего времени.
- Тема 2.Периодизация современного искусства.
- Раздел II. Изобразительное искусство и архитектура эпохи романтизма.
- Тема 2. Творчество Франсиско Гойи (1746-1828).
- Тема 3. Теория искусства романтизма.
- Тема 5. Романтизм в Германии.
- Тема 6. Романтизм в Англии.
- Тема 7. Романтизм во Франции.
- Тема 8. Западноевропейская архитектура первой половины XIX века.
- Раздел III. Основные тенденции в изобразительном искусстве и архитектуре середины XIX века.
- Тема 1. Эстетическая платформа и социокультурные позиции академизма во Франции.
- Тема 2. Реализм и проблемы стиля.
- Тема 3. Вариации реализма в творчестве ведущих мастеров.
- Тема 2. Импрессионизм – цели и задачи. Станковая картина импрессионизма.
- Тема 3. Основные мастера импрессионизма.
- Тема 4. Скульптура Огюста Родена (1840-1917).
- Тема 5. Архитектура 60-80 годов.
- Раздел V. Эпоха постимпрессионизма.
- Тема 1. Творчество Поля Сезанна (1839-1906).
- Тема 2. Неоимпрессионизм – цели и задачи.
- Тема 3. Творчество Жоржа Сера (1859-1991).
- Тема 4. Творчество Винсента Ван Гога (1853-1890).
- Тема 5. Творчество Анри де Тулуз-Лотрека (1864-1901).
- Раздел VI. Символизм и ар-нуво.
- Тема 1. Теория искусства символизма.
- Тема 2. Творчество Поля Гогена (1848-1903) в контексте идей символизма.
- Тема 3. Направления, национальные школы и мастера в символизме.
- Тема 4. Группа «Наби»
- Тема 5. Архитектура и декоративно-прикладное искусство ар-нуво.
- Тема 6. Варианты ар-нуво в разных национальных школах.
- Тема 7. Изобразительное искусство ар-нуво.
- Раздел VII. Архитектура и искусство начала XX веков. Ранний авангард.
- Тема 1. Чикагская школа и раннее творчество Фрэнка-Ллойда Райта.
- Тема 2. Тенденции в европейской архитектуре раннего XX века.
- Тема 3. Истоки современной скульптуры.
- Тема 4. Фовизм.
- Тема 5. Экспрессионизм.
- Тема 6. Кубизм.
- Тема 7. Скульптура кубизма.
- Тема 8. Футуризм.
- Раздел VIII. Архитектура и искусство между двумя мировыми войнами.
- Тема 1. Дада.
- Тема 2. Абстрактное искусство. Основные направления первого этапа развития абстракции.
- Тема 3. Развитие абстрактного искусства между двумя войнами.
- Тема 4. Направления в фигуративном искусстве: формы и цели. Метафизическая школа. Новая вещественность.
- Тема 5. Парижская школа между двумя войнами.
- Тема 6. Архитектура и дизайн в деятельности Баухауза и «Де Стайль».
- Тема 7. Интернациональный стиль в архитектуре. Первый этап.
- Тема 8. Сюрреализм - концепции искусства. Основные направления и мастера.
- Тема 9. Основные тенденции развития скульптуры.
- Раздел IX. Архитектура и искусство 50-х – 70-х годов XX века.
- Тема 1. Абстрактный экспрессионизм и американское искусство середины 40-х – 60-х годов. Живопись и скульптура.
- Тема 2. Мастера и направления в абстрактном экспрессионизме.
- Тема 3. Развитие абстракции и европейское искусство после второй мировой войны. Живопись и скульптура.
- Тема 4. Европейское фигуративное искусство.
- Тема 5. Поп арт. Альтернативные формы творчества.
- Тема 6. Минимализм и концептуализм.
- Тема 7. Другие тенденции в искусстве 60-х - 70-х.
- Тема 8. Интернациональный стиль в архитектуре. Второй этап.
- Раздел 10. Архитектура и искусство 80-х годов – конца XX века.
- Каталоги выставок
- Контрольные вопросы по курсу «зарубежное искусство XIX-XX веков»
- Спиок тем курсовых и дипломных работ по курсу «зарубежное искусство 19-20 веков»
- Тематический план по курсу “Зарубежное искусство XIX-XX веков” для специальности 031501 “Искусствоведение”
- Планы семинарских занятий по курсу «зарубежное искусство 19-20 веков» для специальности искусствоведение
- Темы семинарских занятий
- Литература:
- Литература
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- VII. Сравнительная характеристика живописной техники и станковой картины постимпрессионизма, импрессионизма и неоимпрессионизма.
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Методические указания по проведению семестрового контроля за знаниями студентов
- Список примерных тем для итоговой аттестации