logo
ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО XIX - XX ВЕКОВ

Тема 3. Теория искусства романтизма.

Значение трудов немецких романтиков и философии Ф. Шеллинга, для сложения теории искусства романтизма. Философско-эстетическое обоснование новой ценностной ориентации и распад системы классического искусства. Основные черты романтического мышления. Место искусства, образ и роль художника в системе романтического Универсума и в иерархии романтических ценностей.

Истоки и формирование нового живописного и пластического языка искусства. Полемика романтизма и академизма. Феномен неравномерного развития видов и жанров в искусстве. Концепция нормы и понимание творческой свободы в романтизме. Специфика преломления романтических идей и ценностей в разных национальных школах: Германии, Англии, Франции.

Тема 4. Предромантизм и ранний романтизм. Г. Фюсли. У. Блейк. Предромантические явления в европейской культуре второй половины XVIII века. Сентиментализм в литературе и живописи. Начало преодоления нормативной интерпретации античной культуры и ее образов. Творчество Асмуса Якоба Карстенса (1754-1798). Перьевые рисунки Дж. Флаксмана. Литературное движение «Буря и натиск» – опыт разрушения нормативности творческого процесса, путь к свободной выразительности, экспрессии художественных средств и образов.

Иоганн Генрих Фюсли (1741-1825): противоречивые слагаемые его стиля и переходный характер творчества. Пребывание в Италии, влияние античного искусства и Микеланджело. Специфика выбора литературных источников, интерес к мифологии Северной Европы, антиклассицистическая интерпретация темы сна и сновидений.

Уильям Блейк (1757-1827).Классические и средневековые истоки творчества, поэтическое и живописное начала. Эволюция соотношения текста и иллюстрации в его книгах. Профетический и мистический аспект. Синтез новых смыслов в интерпретации Божественной и человеческой истории. Выработка адекватного художественного стиля. Роль цвета и специфика техники гравюры.