Контрольные вопросы по курсу «зарубежное искусство XIX-XX веков»
Живописные произведения Франсиско Гойи.
Графические серии Франсиско Гойи.
Живопись «Дома глухого» Гойи: темы, сюжеты, образы. Место в развитии европейского искусства.
Неоклассицизм конца XVIII-начала XIX в живописи.
Творчество Ж.-Л.-Давида.
Академизм в изобразительном искусстве первой половины XIX века.
Живопись Ж.-Б.-Д.-Энгра.
Романтизм в изобразительном искусстве: специфические черты проявления, сюжеты, жанры, стилистика.
Сравнительная характеристика искусства романтизма в национальных школах Франции, Англии, Германии.
Творчество Каспара Давида Фридриха.
Творчество Филиппа Отто Рунге.
Творчество Блейка.
Искусство назарейцев.
Творчество Констебля.
Творчество Тернера.
Творчество Теодора Жерико.
Творчество Эжена Делакруа.
Значение искусства Эжена Делакруа для эволюции живописи XIX столетия.
Средневековые мотивы в искусстве романтизма.
Стиль ампир в архитектуре.
Архитектор Шинкель.
Творчество А. Лабруста.
Формирование рационалистической линии в архитектуре XIX века.
Проблемы градостроительства и перестройка Парижа при бароне Османне.
Крупнейшие инженерно-промышленные сооружения и их значение для развития архитектуры.
Проблема неоготики в архитектуре XIX века.
Проблема историзма и эклектики в архитектуре XIX века.
Творчество Бертена Торвальдсена.
Творчество Кановы.
Романтизм в архитектуре.
Живопись Камиля Коро.
Графическое творчество О. Домье.
Живопись О. Домье.
Живопись Милле.
Живопись Гюстава Курбе.
Реализм в изобразительном искусстве XIX века.
Пейзаж барбизонской школы. Значение барбизонской школы для эволюции изобразительного искусства второй половины XIX века.
Прерафаэлиты и проблемы позднего романтизма.
Искусство Э. Мане – этапы эволюции.
Место «Олимпии» в творчестве Э. Мане и в современном ему искусстве.
Мане и импрессионизм: сходство и различия.
«Завтрак на траве» Э. Мане и его отношение к европейской классической художественной традиции.
Испанская тема в творчестве Мане.
Место и значение импрессионизма в развитии европейского искусства.
Станковая картина импрессионизма – типологическая характеристика. Живописная техника импрессионистов и ее отношение к его целям и задачам.
Творчество Клода Моне.
Принцип серийности в живописи Моне, его связь с концепциями импрессионизма.
Импрессионизм в творчестве О. Ренуара.
Позднее творчество О. Ренуара – основные тенденции.
Импрессионизм в творчестве Э. Дега.
Темы балета и театра в живописи Э. Дега.
Альфред Сислей – творческая эволюция, специфика пейзажной концепции.
Творческий путь К. Писарро.
К. Писарро и формирование образа современного города в творчестве импрессионистов.
Неоимпрессионизм – история создания, концепции, цели и задачи, живописная техника.
Сравнительная характеристика станковой картины импрессионизма и неоимпрессионизма.
Темы, сюжеты, жанры в творчестве Ж. Сера.
Картины «Цирк», «Парад» и «Канкан» Ж. Сера в контексте современного им искусства.
Творчество П. Синьяка.
Проблема натурализма в живописи XIX века.
Эстетические теории символизма и изобразительное искусство.
Архитектура европейского модерна – школы и направления.
Символика архитектурных форм Антонио Гауди.
Интерьер модерна и материальная культура рубежа веков.
Генезис и развитие кубизма.
Генезис и развитие фовизма.
Генезис и развитие экспрессионизма.
Футуризм в изобразительном искусстве
Баухауз и теория современной архитектуры.
Баухауз и практика современной архитектуры.
Генезис современного европейского дизайна в теории и практике Баухауза.
Абстрактное искусство – феномен художественной культуры нашего столетия.
Творчество Пикассо в контексте современного искусства.
Творчество Матисса в контексте современного искусства.
Концептуальная основа абстрактной живописи Василия Кандинского.
Концептуальная основа абстрактной живописи Пита Мондриана.
Трансформация антропоморфного начала в скульптуре XX века.
Скульптура Генри Мура – проблемы семантики образа и взаимодействия с пространственной средой.
Живопись Ф. Бэкона.
Творчество Ф.Л. Райта
Вклад Ле Корбюзье в становлении интернационального стиля в архитектуре.
Судьбы станковой картины от импрессионизма до постмодерна.
Теоретические основы архитектуры постмодерна (книга Ч. Дженкса «Язык архитектуры постмодерна»).
Поп-арт – феномен современной американской культуры.
Объект и инсталляция – формы и функции в современном искусстве.
Перформанс – формы и функции в современной художественной культуре.
Концептуализм в литературе и искусстве – параллели и различия.
Проблема формообразования в современном искусстве.
Проблема языка в современном искусстве.
Проблема примитива и наивного искусства в современной художественной культуре.
Традиции экспрессионизма в искусстве второй половины нашего столетия.
Немецкий экспрессионизм в литературе и живописи – параллели и отличия.
Современные концепции экспозиционной деятельности и проблема сохранения феноменов современного искусства (произведений перформанса, инсталяций, разнообразных объектов).
Современные концепции синтеза скульптуры с окружающей средой и проблемы сохранения произведений скульптуры в ландшафте.
Технико-технологическая специфика живописи авангарда и проблемы ее сохранения и реставрации.
Технико-технологическая специфика скульптуры авангарда и проблемы ее сохранения и реставрации.
- Федеральное агентство по образованию
- Раздел I. Вводный.
- Тема 1.Философско-эстетические основания художественной культуры Новейшего времени.
- Тема 2.Периодизация современного искусства.
- Раздел II. Изобразительное искусство и архитектура эпохи романтизма.
- Тема 2. Творчество Франсиско Гойи (1746-1828).
- Тема 3. Теория искусства романтизма.
- Тема 5. Романтизм в Германии.
- Тема 6. Романтизм в Англии.
- Тема 7. Романтизм во Франции.
- Тема 8. Западноевропейская архитектура первой половины XIX века.
- Раздел III. Основные тенденции в изобразительном искусстве и архитектуре середины XIX века.
- Тема 1. Эстетическая платформа и социокультурные позиции академизма во Франции.
- Тема 2. Реализм и проблемы стиля.
- Тема 3. Вариации реализма в творчестве ведущих мастеров.
- Тема 2. Импрессионизм – цели и задачи. Станковая картина импрессионизма.
- Тема 3. Основные мастера импрессионизма.
- Тема 4. Скульптура Огюста Родена (1840-1917).
- Тема 5. Архитектура 60-80 годов.
- Раздел V. Эпоха постимпрессионизма.
- Тема 1. Творчество Поля Сезанна (1839-1906).
- Тема 2. Неоимпрессионизм – цели и задачи.
- Тема 3. Творчество Жоржа Сера (1859-1991).
- Тема 4. Творчество Винсента Ван Гога (1853-1890).
- Тема 5. Творчество Анри де Тулуз-Лотрека (1864-1901).
- Раздел VI. Символизм и ар-нуво.
- Тема 1. Теория искусства символизма.
- Тема 2. Творчество Поля Гогена (1848-1903) в контексте идей символизма.
- Тема 3. Направления, национальные школы и мастера в символизме.
- Тема 4. Группа «Наби»
- Тема 5. Архитектура и декоративно-прикладное искусство ар-нуво.
- Тема 6. Варианты ар-нуво в разных национальных школах.
- Тема 7. Изобразительное искусство ар-нуво.
- Раздел VII. Архитектура и искусство начала XX веков. Ранний авангард.
- Тема 1. Чикагская школа и раннее творчество Фрэнка-Ллойда Райта.
- Тема 2. Тенденции в европейской архитектуре раннего XX века.
- Тема 3. Истоки современной скульптуры.
- Тема 4. Фовизм.
- Тема 5. Экспрессионизм.
- Тема 6. Кубизм.
- Тема 7. Скульптура кубизма.
- Тема 8. Футуризм.
- Раздел VIII. Архитектура и искусство между двумя мировыми войнами.
- Тема 1. Дада.
- Тема 2. Абстрактное искусство. Основные направления первого этапа развития абстракции.
- Тема 3. Развитие абстрактного искусства между двумя войнами.
- Тема 4. Направления в фигуративном искусстве: формы и цели. Метафизическая школа. Новая вещественность.
- Тема 5. Парижская школа между двумя войнами.
- Тема 6. Архитектура и дизайн в деятельности Баухауза и «Де Стайль».
- Тема 7. Интернациональный стиль в архитектуре. Первый этап.
- Тема 8. Сюрреализм - концепции искусства. Основные направления и мастера.
- Тема 9. Основные тенденции развития скульптуры.
- Раздел IX. Архитектура и искусство 50-х – 70-х годов XX века.
- Тема 1. Абстрактный экспрессионизм и американское искусство середины 40-х – 60-х годов. Живопись и скульптура.
- Тема 2. Мастера и направления в абстрактном экспрессионизме.
- Тема 3. Развитие абстракции и европейское искусство после второй мировой войны. Живопись и скульптура.
- Тема 4. Европейское фигуративное искусство.
- Тема 5. Поп арт. Альтернативные формы творчества.
- Тема 6. Минимализм и концептуализм.
- Тема 7. Другие тенденции в искусстве 60-х - 70-х.
- Тема 8. Интернациональный стиль в архитектуре. Второй этап.
- Раздел 10. Архитектура и искусство 80-х годов – конца XX века.
- Каталоги выставок
- Контрольные вопросы по курсу «зарубежное искусство XIX-XX веков»
- Спиок тем курсовых и дипломных работ по курсу «зарубежное искусство 19-20 веков»
- Тематический план по курсу “Зарубежное искусство XIX-XX веков” для специальности 031501 “Искусствоведение”
- Планы семинарских занятий по курсу «зарубежное искусство 19-20 веков» для специальности искусствоведение
- Темы семинарских занятий
- Литература:
- Литература
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- VII. Сравнительная характеристика живописной техники и станковой картины постимпрессионизма, импрессионизма и неоимпрессионизма.
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Методические указания по проведению семестрового контроля за знаниями студентов
- Список примерных тем для итоговой аттестации