logo
ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО XIX - XX ВЕКОВ

Тема 1. Абстрактный экспрессионизм и американское искусство середины 40-х – 60-х годов. Живопись и скульптура.

Творчество будущих мастеров абстрактного экспрессионизма в 30-х годах. Эмиграция ведущих европейских мастеров в Америку во время войны и связанный с этим рост американского влияния на современное искусство Европы. Открытие в 1942 г. в Нью-Йорке галереи современного искусства П. Гугенхейм. Связь абстрактного экспрессионизма второй волны с абстрактным направлением в сюрреализме и развитием сюрреалистического метода «автоматического письма» в живописи Миро, Массона и Матта. Особая интенциональность искусства – психические реалии, визуализация бессознательного. Абстрактный экспрессионизм в современном ему контексте – корреляция с литературой, философией. Поиски предшественников: в философских направлениях, в примитивном искусстве (актуализация искусства индейцев Америки, выставка 1941 г. в Музее современного искусства Нью-Йорка «Индейское искусство США»), в мифах и ритуалах примитивных и первобытных культур. Выражение через архаические и универсальные смыслы дискурсов современности.

Архетипический уровень бессознательного как цель искусства и средства его визуализации, в том числе в тотемизме и биоморфизме. «Идеографическая» живопись, «пиктограмма» и влияние П. Клее. Два уровня рефлексии: «универсальное, первичное, архаическое, символическое»; «жизнь, смерть, трагедия, природа, человек, мужчина, женщина». Выставка «Абстрактная живопись и скульптура в Америке» в музее современного искусства Нью-Йорка в 1951 г.