Раздел 10. Архитектура и искусство 80-х годов – конца XX века.
Тема 1. Основные концепции и категории в художественной культуре постмодерна.Черты новой культурной парадигмы, ее философские основания.
Тема 2. Неоэкспрессионизм и новые дикие.Творчество Г. Базелитца, А. Кифера, А. Пенка, М. Люпертца. Итальянский трансавангард – Ф. Клементе. С. Киа, Э. Кукки.
Тема 3. Тенденции в искусстве конца XX века.
Тема 4. Постмодернизм в архитектуре.
Работа Ч. Дженкса «Язык архитектуры постмодерна». Теоретические взгляды позднего Гропиуса. Работы Р. Вентури – у истоков архитектурной теории постмодернизма. Сооружения Ч. Мура, М. Грейвса,
ЛИТЕРАТУРА:
Искусство XIX века:
Обязательная:
Источники
Ван Гог В. Письма. Л.-М., 1966.
Гоген П. Письма. Ноа-Ноа. Л., 1972.
Дневник Делакруа. Т. 1-2. М., 1961.
Жерико о себе и современники о нем. М., 1962.
Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы. Л., 1969.
Гюстав Курбе. Письма, документы, воспоминания современников. М., 1970.
Эдуард Мане. Жизнь, Письма. Воспоминания. Критика современников. М., 1965.
Уильям Моррис. Искусство и жизнь. М., 1973.
Сезанн П. Переписка. Воспоминания современников. М., 1972.
Сера Ж., Синьяк П. Письма. Дневники, Литературное наследие. Воспоминания современников. М., 1976.
Энгр об искусстве. М., 1959.
Литература
Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1995.
Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. М., 1973.
Вальтер А. Каспар Давид Фридрих. Берлин, 1989.
Всеобщая история архитектуры, т. 11. М., 1968.
Горюнов В., Тубли М. Архитектура эпохи модерна. М., 1992.
Данилова И.Е. Проблема жанров в европейской живописи. Человек и вещь. Портрет и натюрморт. М., 1998.
Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. М., 1996.
Денвир Б. Импрессионизм. Художники и картины. М., 1994.
Европейское искусство XIX века. 1789-1871. М., 1975.
Кидсон П., Мюррей П., Томпсон П. История английской архитектуры. Издательство: Центрполиграф, 2003 г., 382 стр.
Кожина Е. Романтическая битва. Л., 1969.
Кочик О. Мир Гогена. М.,. 1991. 284 с.
Крючкова В. Символизм в изобразительном искусстве. М.,1996. 265 с
Михайлов А.В. Природа и пейзаж у Каспара Давида Фридриха.// Советское искусствознание ’77. Первый выпуск. М., 1078.
Мурина Е.Б. Ван Гог. М., 1978.
Некрасова Е.А. Романтизм в английской живописи. М., 1976.
Некрасова Е.А. Уильям Блейк. М., 1960.
Прокофьев В.Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. М., 1986.
Прокофьев В.Н. Жак-Луи Давид. М., 1960.
Прокофьев В.Н. «Капричос» Гойи. М., 1970.
Раздольская В. Искусство Франции второй половины 19 века. Л., 1981.
Ревалд. Дж. История импрессионизма. М., 1996.
Ревалд Дж. Постимпрессионизм. М., 1998.
Рейтерсверд О. Импрессионисты перед критикой и публикой. М., 1974.
Турчин В.С. Теодор Жерико. М., 1982.
Турчин В. Французское искусство от Людовика XVI до Наполеона. Издательство: Жираф, 2007 г., 480 стр. I
Федотова Е.Д.. Канова. Художник и его эпоха. Издательство: Республика, 2002 г., 528 стр.
Чегодаев А.Д. Констебль. М., 1968.
Чегодаев А.Д. Эдуард Мане. М., 1985.
Яворская Н.В. Пейзаж барбизонской школы. М., 1962.
Дополнительная:
Источники:
Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве. Серия История эстетики в памятниках и документах. М., 1977.
Литературные тексты западноевропейских романтиков. Общ. ред. проф. А.С. Дмитриева. М., 1980.
Мастера архитектуры об архитектуре.
Мастера искусства об искусстве. Т. 1-5. М., 1967.
Сэмюель Тэйлор Кольридж. Избранные труды. Серия История эстетики в памятниках и документах. М., 1987.
Шатобриан де Ф.-Р. Гений христианства. // Эстетика раннего французского романтизма. Серия История эстетики в памятниках и документах. М., 1982, с. 94-220.
Литература:
Вентури Л. От Мане до Лотрека. М., 1958.
Даниэльсон Б. Гоген в Полинезии. М., 1973.
Замятина А.Н. Милле. М., 1959.
Изергина А.Н. Творчество Т. Руссо и проблема французского реалистического пейзажа 19 века. Л., 1968.
Калитина. Эпоха реализма во французской живописи. М., 1963.
Кассу Ж. Энциклопедия символизма. М., 1998.
Колпинский Ю.Д. Франсиско Гойя. М., 1965.
Либман М.Я. Акварели К.Д. Фридриха в собрании Гос. Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. М., 1958.
Марченко Е.И. Адольф Менцель. М., 1965.
От Делакруа до Матисса. Л., 1988.
Перрюшо А. Жизнь Сезанна. М., 1966.
Перрющо А. Жизнь Сера. М., 1992.
Перрюшо А. Поль Гоген. М., 1979.
Прокофьев В. Постимпрессионизм. М., 1973.
Прокофьев В.Н. Теодор Жерико. М., 1965.
Роден О. Сборник статей о творчестве. М.. 1960.
Шульц Г. Новалис, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Урал LTD, 1998.
Яворская Н.В. Романтизм и реализм во Франции. М., 1967.
Литература на иностранных языках
Каталоги выставок:
Bretell R., and Schaefer S. A Day in the Country: Impressionism and the French Landscape. Los Angeles, 1985.
Dabrowski M. The Symbolist Aesthetic. NY., 1980.
Herbert R.L. Neo-Impressionism. NY., 1968.
Lieberman W.S., ed. Modern Masters: Manet to Matisse. NY., 1975.
Pevsner N. Art Nouveau in Britain. London, 1965.
Selz P., and Constantine M., eds. Art Nouveau: Art and Design at the Turn of the Century. NY., 1959.
Источники:
Duret T. Histoire des peintres impressionistes. Paris, 1906.
Lettres a Odilon Redon (de Gauguin, Gide, Huysmans, Jammes, Mallarme etc.). Paris, 1960.
Lettres d’Odilon Redon. 1978-1916. Paris, Brussels, 1923.
Redon O. A soi-meme. Journal 1867-1915. Notes sur la vie, l’art et les artistes. Paris, 1961.
Signac P. D’Eugene Delacroix au neo-impressionisme. Paris, 1899.
Venturi L. Les Archives de l’impressionisme (Lettres de Renoir, Monet, Pissarro, Sisley et autres. Memoires de Paul Durand-Ruel. Documents). 2 vols. Paris and NY., 1939.
Общие труды:
Holt E.G., ed. From the Classicists to the Impressionists: Art and Architecture in the Nineteenth Century, vol. 3. NY, 1966.
Vogt A.M. Art in the Nineteenth Century. NY, 1973.
Архитектура:
Middleton R., Watkin D. Architecture du XIX siecle. Paris, 1975.
Живопись и скульптура:
Amaya M. Art Nouveau. London, 1966.
Bacou R. Odilon Redon. 2 vols. Geneve, 1956.
Cassou J., Langui E., Pevsner N. Gateway to the Twentieth Century. NY., 1962.
Chasse C. Les Nabis et leurs temps. Lausanne et Paris, 1960.
Clarc T.J. The Painting of Modern Life: Paris in the Art of Manet and His Followers. NY., 1985.
Druick Douglas W., ed. Odilon Redon. London, 1994.
- // - Odilon Redon. The Prince of Dreams. London, 1993.
Focillon H. La peinture au XIXe siecle: le retour a l’antique. Le romantisme. Paris,
- // - La peinture aux XIXe et XXe siecles: du realisme a nos jours. Paris,
Gerhardus M. and D. Symbolism and Art Nouveau. Oxford, 1979.
Gibson M. Symbolism. Cologne, 1995.
Goldwater R. Symbolism. NY., 1979.
Humbert A. Les Nabis et leurs epoque, 1888-1900.
Janson H.W. Nineteenth-Century Sculpture. NY., 1985.
Madsen S.T. Sources of Art Nouveau. NY., 1956.
Novotny F. Painting and Sculpture in Europe: 1780-1880. Baltimore, 1960.
Rheims M. L’Objet 1900. Paris, 1964.
Rosenblum R., and Janson H.W. Nineteenth-Century Art. Englewood Cliffs, NJ., 1984.
Shone R. The Post-Impressionists. London, 1980.
Venturi L. Impressionists and Symbolists. NY., 1950.
Wildenstein A. Odilon Redon. Catalogue raisonne de l’oeuvre peint et dessine. Vol. 1, 2. Paris, 1992, 1994.
Искусство XX века:
Обязательная:
Источники:
Бурдель Э.-А. Искусство скульптуры. М., 1972.
Гропиус В. Границы архитектуры. М., 1972.
Дени М. От Гогена и Ван Гога к классицизму. // «Золотое руно» № 5, 1909.
Дали С. Дневник. М., 1992.
Дали С. Триумфальные скандалы. М., 1993.
Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1991.
Лё Корбюзье. Архитектура XX века. М., 1977.
Литература:
Архитектура Запада. Сб. статей. М., 1972. 276 с.
Архитектура Запада. Модернизм и постмодернизм. Критика концепций. М., 1987.
Бобринская Е. Футуризм. М., 2000
Вирмо А. и О. Мэтры сюрреализма. Спб., 1996. 279 с.
Горюнов В., Тубли М., Архитектура эпохи модерна. М., 1992. 350 с.
Ёдике Ю. История современной архитектуры. М., 1972. 242 с.
Полевой В. XX век. М., 1989. 350 с.
Рожин А. Сальвадор Дали. М.,. 1992. 203 с.
Сарабьянов Д. Стиль модерн. М., 1989. 284 с.
Светлов И. Немецкий и австрийский символизм. Этюды. М., 2008, 184 стр.
Турчин В. В лабиринтах авангарда. М., 1994. 233 с.
Турчин В.С. Образ двадцатого… В прошлом и настоящем. М., 2003, 648 стр.
Фремптон К. Современная архитектура. М., 1990. 488 с.
Arnason H.H. A History of Modern Art. London, 1986.
Дополнительная:
- Федеральное агентство по образованию
- Раздел I. Вводный.
- Тема 1.Философско-эстетические основания художественной культуры Новейшего времени.
- Тема 2.Периодизация современного искусства.
- Раздел II. Изобразительное искусство и архитектура эпохи романтизма.
- Тема 2. Творчество Франсиско Гойи (1746-1828).
- Тема 3. Теория искусства романтизма.
- Тема 5. Романтизм в Германии.
- Тема 6. Романтизм в Англии.
- Тема 7. Романтизм во Франции.
- Тема 8. Западноевропейская архитектура первой половины XIX века.
- Раздел III. Основные тенденции в изобразительном искусстве и архитектуре середины XIX века.
- Тема 1. Эстетическая платформа и социокультурные позиции академизма во Франции.
- Тема 2. Реализм и проблемы стиля.
- Тема 3. Вариации реализма в творчестве ведущих мастеров.
- Тема 2. Импрессионизм – цели и задачи. Станковая картина импрессионизма.
- Тема 3. Основные мастера импрессионизма.
- Тема 4. Скульптура Огюста Родена (1840-1917).
- Тема 5. Архитектура 60-80 годов.
- Раздел V. Эпоха постимпрессионизма.
- Тема 1. Творчество Поля Сезанна (1839-1906).
- Тема 2. Неоимпрессионизм – цели и задачи.
- Тема 3. Творчество Жоржа Сера (1859-1991).
- Тема 4. Творчество Винсента Ван Гога (1853-1890).
- Тема 5. Творчество Анри де Тулуз-Лотрека (1864-1901).
- Раздел VI. Символизм и ар-нуво.
- Тема 1. Теория искусства символизма.
- Тема 2. Творчество Поля Гогена (1848-1903) в контексте идей символизма.
- Тема 3. Направления, национальные школы и мастера в символизме.
- Тема 4. Группа «Наби»
- Тема 5. Архитектура и декоративно-прикладное искусство ар-нуво.
- Тема 6. Варианты ар-нуво в разных национальных школах.
- Тема 7. Изобразительное искусство ар-нуво.
- Раздел VII. Архитектура и искусство начала XX веков. Ранний авангард.
- Тема 1. Чикагская школа и раннее творчество Фрэнка-Ллойда Райта.
- Тема 2. Тенденции в европейской архитектуре раннего XX века.
- Тема 3. Истоки современной скульптуры.
- Тема 4. Фовизм.
- Тема 5. Экспрессионизм.
- Тема 6. Кубизм.
- Тема 7. Скульптура кубизма.
- Тема 8. Футуризм.
- Раздел VIII. Архитектура и искусство между двумя мировыми войнами.
- Тема 1. Дада.
- Тема 2. Абстрактное искусство. Основные направления первого этапа развития абстракции.
- Тема 3. Развитие абстрактного искусства между двумя войнами.
- Тема 4. Направления в фигуративном искусстве: формы и цели. Метафизическая школа. Новая вещественность.
- Тема 5. Парижская школа между двумя войнами.
- Тема 6. Архитектура и дизайн в деятельности Баухауза и «Де Стайль».
- Тема 7. Интернациональный стиль в архитектуре. Первый этап.
- Тема 8. Сюрреализм - концепции искусства. Основные направления и мастера.
- Тема 9. Основные тенденции развития скульптуры.
- Раздел IX. Архитектура и искусство 50-х – 70-х годов XX века.
- Тема 1. Абстрактный экспрессионизм и американское искусство середины 40-х – 60-х годов. Живопись и скульптура.
- Тема 2. Мастера и направления в абстрактном экспрессионизме.
- Тема 3. Развитие абстракции и европейское искусство после второй мировой войны. Живопись и скульптура.
- Тема 4. Европейское фигуративное искусство.
- Тема 5. Поп арт. Альтернативные формы творчества.
- Тема 6. Минимализм и концептуализм.
- Тема 7. Другие тенденции в искусстве 60-х - 70-х.
- Тема 8. Интернациональный стиль в архитектуре. Второй этап.
- Раздел 10. Архитектура и искусство 80-х годов – конца XX века.
- Каталоги выставок
- Контрольные вопросы по курсу «зарубежное искусство XIX-XX веков»
- Спиок тем курсовых и дипломных работ по курсу «зарубежное искусство 19-20 веков»
- Тематический план по курсу “Зарубежное искусство XIX-XX веков” для специальности 031501 “Искусствоведение”
- Планы семинарских занятий по курсу «зарубежное искусство 19-20 веков» для специальности искусствоведение
- Темы семинарских занятий
- Литература:
- Литература
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- VII. Сравнительная характеристика живописной техники и станковой картины постимпрессионизма, импрессионизма и неоимпрессионизма.
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Методические указания по проведению семестрового контроля за знаниями студентов
- Список примерных тем для итоговой аттестации