logo
ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО XIX - XX ВЕКОВ

Тема 8. Футуризм.

История возникновения футуристического движения. Выражение эстетико-теоретических и художественных концепций футуризма в его манифестах. Единство взглядов футуристов в литературе и живописи.

Отношение футуристов к классическому наследию, к формам бытования и трансляции классической культуры и его причины. Анархизм и крайний радикализм в художественной политике футуризма, полное отрицание преемственности в искусстве.

Черты «искусства будущего» с точки зрения футуристов. Культурно-историческая ситуация, обусловившая их взгляды. Смысл попытки футуристов «модернизировать» искусство, привести его в соответствие с мироощущением современного человека, дать визуальное выражение ценностям современной цивилизации и техники. Подчинение этой цели всех трансформаций художественных средств, предпринятых футуристами в разных видах искусства.

Техника футуристической живописи, влияние неоимпрессионизма и кубизма на ее складывание. Станковая картина футуризма, ее специфика, роль в дальнейшей эволюции изобразительного искусства XX века. особенности композиционного построения и колористического решения, их подчинение задачи прямого изображения движения. Специфика выбора сюжетов и мотивов. Мастера футуризма, характеристика их творчества: Джакомо Балла (1871-1958), Джино Северини (1883-1966), Карло Карра (1881-1966), Умберто Боччиони (1882-1916) и др. Распространение футуризма вне Италии.

Пластические опыты У. Боччиони – проблемы динамического развития объема в пространстве, преодоления противоречия между дискретностью объекта и бесконечностью пространства.

Антонио Сант’Элиа (1888-1966) и футуризм в архитектуре. Влияние его утопических проектов на градостроительные концепции и архитектуру постмодернизма.