Тема 2. Тенденции в европейской архитектуре раннего XX века.
Развитие рационализма как главной тенденции времени, в оппозиции к историзму, ар-нуво, экспрессионизму. 5 принципов рационализма. Формы его реализации:
- Основание Немецкого Веркбунда (1907, Мюнхен) – цели и задачи. Тенденции в его деятельности: расхождение со взглядами движения «Искусство и ремесла» по вопросу ручного и машинного труда, ориентация архитектуры на индустриальное развитие, смена концепций формотворчества, применение и эстетическое осмысление новых материалов, формирование принципов «индустриальной эстетики». Противоречия и разногласия между участниками. Деятельность Германна Мутезиуса (1861-1927). Изучение архитектуры и дизайна Англии, труды, посвященные современной британской архитектуре. Дом Крамера в Берлине.
Первая выставка Веркбунда в Кельне: строительство Театра Веркбунда А. Ван де Вельде, модели фабричного здания Вальтера Гропиуса (1883-1969) и стеклянного павильона Бруно Таута (1880-1038); развитие и цели выставочной деятельности. Эволюция творчества П. Беренса: Турбинный цех АЭГ, Фабричный комплекс АЭГ, посольство Германии в Санкт-Петербурге. Начало творчества В. Гропиуса – здание фабрики «Фагус» (совместно с А. Мейером).
Социальная направленность архитектуры, идея дешевого жилища и новые взгляды на градостроительство. Поселок Вайсенхоф в Штутгарте (1927), поселки в Бреслау и Вене, их влияние. Проблема преемственности между Веркбундом и Баухаузом, вклад Веркбунда в современную архитектуру.
- Хендрик Петрус Берлаге (1856-1934)– связь формотворческих принципов с идеей рационализма. Биржа в Амстердаме.
- Линия рационализма во Франции: ее истоки в творчестве Виолле ле Дюка и Огюста Шуази. Огюст Перре (1874-1954): начало преодоления декоративизма в оформлении экстерьера дома на ул. Франклин в Париже. Гараж на ул. Де Понтиё – уход от декоративных эффектов, геометризация структуры стены. Театр на Шан-з-Елизе. Церковь Нотр Дам в Ле Ранси, близ Парижа.
- Развитие рационализма в творчестве Адольфа Лооса (1870-1933). Пребывание в США и влияние Чикагской школы. От книги Салливана «Орнамент в архитектуре» (1892) к работе Лооса «Орнамент и преступление» (1908). Статьи против творчества Климта, Ольбриха, Хоффманна. Основание Свободной школы архитектуры в Вене (1906). Этапы творчества: вилла Карма в Кларенсе, близ Монтрё, Кернтнер бар в Вене, дом Штайнера в Вене; поселок Хойберг в Вене, дом Тристана Тцары в Париже; дом Кюнера в Пейербахе, дом Моллера в Вене, дом Мюллера в Праге.
Неоклассицизм начала XX века. Влияние американского неоклассицизма («Белый город» на Всемирной колумбийской выставке в Чикаго, 1893). Его особенности и отличия от европейского в типологии общественных зданий (Бостонская публичная библиотека, 1888-92, библиотека Пьерпонт Морган, 1903, Пенсильванский вокзал, 1906-10, в Нью-Йорке). Обращение к неоклассицизму XIX века для преодоления декоративизма ар-нуво и продвижения к рационализму (Беренс, Перре. Гарние, Гропиус, М. Ван дер Рое). Изменение стиля Беренса и Ольбриха (1900-1904), появление черт неоклассицизма в их последующих произведениях (павильон фабрики линолеума для выставки в Дрездене 1906 г., посольство Германии в Санкт Петербурге Беренса, универсальный магазин Титца, 1906, и дом фабриканта Финхальса в Дюссельдорфе, 1908 Ольбриха). Книга Зигфрида Гидиона «Позднебарочный и романтический классицизм» (1922).
- эклектика. Архитектура эпохи Вильгельма II в Берлине и условия сохранения позиций эклектики. Идея Вильгельма II о символическом выражении имперского могущества в архитектуре. Строительство Берлинского собора, Церкви памяти Вильгельма I на Курфюрстендамм, Рейхстага, Пергамон-музеум. Активное обращение к неоготике в общественных и культовых сооружениях.
- Федеральное агентство по образованию
- Раздел I. Вводный.
- Тема 1.Философско-эстетические основания художественной культуры Новейшего времени.
- Тема 2.Периодизация современного искусства.
- Раздел II. Изобразительное искусство и архитектура эпохи романтизма.
- Тема 2. Творчество Франсиско Гойи (1746-1828).
- Тема 3. Теория искусства романтизма.
- Тема 5. Романтизм в Германии.
- Тема 6. Романтизм в Англии.
- Тема 7. Романтизм во Франции.
- Тема 8. Западноевропейская архитектура первой половины XIX века.
- Раздел III. Основные тенденции в изобразительном искусстве и архитектуре середины XIX века.
- Тема 1. Эстетическая платформа и социокультурные позиции академизма во Франции.
- Тема 2. Реализм и проблемы стиля.
- Тема 3. Вариации реализма в творчестве ведущих мастеров.
- Тема 2. Импрессионизм – цели и задачи. Станковая картина импрессионизма.
- Тема 3. Основные мастера импрессионизма.
- Тема 4. Скульптура Огюста Родена (1840-1917).
- Тема 5. Архитектура 60-80 годов.
- Раздел V. Эпоха постимпрессионизма.
- Тема 1. Творчество Поля Сезанна (1839-1906).
- Тема 2. Неоимпрессионизм – цели и задачи.
- Тема 3. Творчество Жоржа Сера (1859-1991).
- Тема 4. Творчество Винсента Ван Гога (1853-1890).
- Тема 5. Творчество Анри де Тулуз-Лотрека (1864-1901).
- Раздел VI. Символизм и ар-нуво.
- Тема 1. Теория искусства символизма.
- Тема 2. Творчество Поля Гогена (1848-1903) в контексте идей символизма.
- Тема 3. Направления, национальные школы и мастера в символизме.
- Тема 4. Группа «Наби»
- Тема 5. Архитектура и декоративно-прикладное искусство ар-нуво.
- Тема 6. Варианты ар-нуво в разных национальных школах.
- Тема 7. Изобразительное искусство ар-нуво.
- Раздел VII. Архитектура и искусство начала XX веков. Ранний авангард.
- Тема 1. Чикагская школа и раннее творчество Фрэнка-Ллойда Райта.
- Тема 2. Тенденции в европейской архитектуре раннего XX века.
- Тема 3. Истоки современной скульптуры.
- Тема 4. Фовизм.
- Тема 5. Экспрессионизм.
- Тема 6. Кубизм.
- Тема 7. Скульптура кубизма.
- Тема 8. Футуризм.
- Раздел VIII. Архитектура и искусство между двумя мировыми войнами.
- Тема 1. Дада.
- Тема 2. Абстрактное искусство. Основные направления первого этапа развития абстракции.
- Тема 3. Развитие абстрактного искусства между двумя войнами.
- Тема 4. Направления в фигуративном искусстве: формы и цели. Метафизическая школа. Новая вещественность.
- Тема 5. Парижская школа между двумя войнами.
- Тема 6. Архитектура и дизайн в деятельности Баухауза и «Де Стайль».
- Тема 7. Интернациональный стиль в архитектуре. Первый этап.
- Тема 8. Сюрреализм - концепции искусства. Основные направления и мастера.
- Тема 9. Основные тенденции развития скульптуры.
- Раздел IX. Архитектура и искусство 50-х – 70-х годов XX века.
- Тема 1. Абстрактный экспрессионизм и американское искусство середины 40-х – 60-х годов. Живопись и скульптура.
- Тема 2. Мастера и направления в абстрактном экспрессионизме.
- Тема 3. Развитие абстракции и европейское искусство после второй мировой войны. Живопись и скульптура.
- Тема 4. Европейское фигуративное искусство.
- Тема 5. Поп арт. Альтернативные формы творчества.
- Тема 6. Минимализм и концептуализм.
- Тема 7. Другие тенденции в искусстве 60-х - 70-х.
- Тема 8. Интернациональный стиль в архитектуре. Второй этап.
- Раздел 10. Архитектура и искусство 80-х годов – конца XX века.
- Каталоги выставок
- Контрольные вопросы по курсу «зарубежное искусство XIX-XX веков»
- Спиок тем курсовых и дипломных работ по курсу «зарубежное искусство 19-20 веков»
- Тематический план по курсу “Зарубежное искусство XIX-XX веков” для специальности 031501 “Искусствоведение”
- Планы семинарских занятий по курсу «зарубежное искусство 19-20 веков» для специальности искусствоведение
- Темы семинарских занятий
- Литература:
- Литература
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- VII. Сравнительная характеристика живописной техники и станковой картины постимпрессионизма, импрессионизма и неоимпрессионизма.
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Методические указания по проведению семестрового контроля за знаниями студентов
- Список примерных тем для итоговой аттестации