Тема 3. Вариации реализма в творчестве ведущих мастеров.
Пейзаж К. Коро (1796-1875), его творческая эволюция. Особенности живописной техники.
Барбизонская школа и феномен национального пейзажа во французском искусстве. Место натурных наблюдений и пленэрной живописи в искусстве художников барбизонской школы. Творчество Т. Руссо (1812-1867), Ж. Дюпре (1811-1889), Д. де ля Пенья (1807-1876), Ш. Добиньи (1817-1878). Значение пейзажа и художественной практики барбизонской школы для становления импрессионизма.
Крестьянская тема в творчестве Ж.Ф. Милле (1814-1875). Г. Курбе (1819-1877) – этапы формирования стиля. Жанровая картина в творчестве Курбе и ее место в развитии реализма и в контексте эволюции станковизма в XIX веке. «Дробильщики камня», «Похороны в Орнане»: тема и сюжет, особенности композиционного решения. «Реальная аллегория» и манифест реализма. Пейзаж в творчестве Курбе. Живописная техника. Курбе и импрессионизм. Курбе и постимпрессионизм.
Творчество О. Домье (1808-1879).
Тема 4. Архитектура 40-х – 60-х годов.
Развитие эклектики. Исторические стили – источники форм и композиционно-структурных решений зданий. Варианты эклектизма в разных странах. Дальнейшее развитие неоготики. Первый этап викторианского стиля в Англии.
Тема 5. Скульптура 40-х – 60-х годов.
Господство неоклассицистических и академических тенденций в скульптуре этого периода. Жанровая структура пластики: монументы, садово-парковая скульптура, религиозная скульптура, портрет, надгробья. Творчество Б. Торвальдсена, Давид- Анжера, Рюда.
Раздел IV. Эдуар Мане (1832-1883). Импрессионизм.
Тема 1. Искусство Эдуара Мане.
Э. Мане – период ученичества и слагаемые стиля. Испанская тема в творчестве Мане. Феномен «Салона отверженных» и значение «Завтрака на траве» и «Олимпии». Смысл «диалога» со старыми мастерами в этих двух картинах и в целом в творчестве Мане. Взаимоотношения с импрессионизмом. Живописная техника, радикальное обновление жанровой и сюжетной системы в его искусстве. Сочетание остро индивидуального и типичного в видении современности и ее образов. Открытие нового героя - современного городского жителя в его повседневной среде - и сложение живописных средств их выражения. Мане – художник современной жизни и «Бар в «Фоли-Бержер».
Искусство Мане в контексте развития культуры XIX века. Истоки современного искусства в живописи Мане.
- Федеральное агентство по образованию
- Раздел I. Вводный.
- Тема 1.Философско-эстетические основания художественной культуры Новейшего времени.
- Тема 2.Периодизация современного искусства.
- Раздел II. Изобразительное искусство и архитектура эпохи романтизма.
- Тема 2. Творчество Франсиско Гойи (1746-1828).
- Тема 3. Теория искусства романтизма.
- Тема 5. Романтизм в Германии.
- Тема 6. Романтизм в Англии.
- Тема 7. Романтизм во Франции.
- Тема 8. Западноевропейская архитектура первой половины XIX века.
- Раздел III. Основные тенденции в изобразительном искусстве и архитектуре середины XIX века.
- Тема 1. Эстетическая платформа и социокультурные позиции академизма во Франции.
- Тема 2. Реализм и проблемы стиля.
- Тема 3. Вариации реализма в творчестве ведущих мастеров.
- Тема 2. Импрессионизм – цели и задачи. Станковая картина импрессионизма.
- Тема 3. Основные мастера импрессионизма.
- Тема 4. Скульптура Огюста Родена (1840-1917).
- Тема 5. Архитектура 60-80 годов.
- Раздел V. Эпоха постимпрессионизма.
- Тема 1. Творчество Поля Сезанна (1839-1906).
- Тема 2. Неоимпрессионизм – цели и задачи.
- Тема 3. Творчество Жоржа Сера (1859-1991).
- Тема 4. Творчество Винсента Ван Гога (1853-1890).
- Тема 5. Творчество Анри де Тулуз-Лотрека (1864-1901).
- Раздел VI. Символизм и ар-нуво.
- Тема 1. Теория искусства символизма.
- Тема 2. Творчество Поля Гогена (1848-1903) в контексте идей символизма.
- Тема 3. Направления, национальные школы и мастера в символизме.
- Тема 4. Группа «Наби»
- Тема 5. Архитектура и декоративно-прикладное искусство ар-нуво.
- Тема 6. Варианты ар-нуво в разных национальных школах.
- Тема 7. Изобразительное искусство ар-нуво.
- Раздел VII. Архитектура и искусство начала XX веков. Ранний авангард.
- Тема 1. Чикагская школа и раннее творчество Фрэнка-Ллойда Райта.
- Тема 2. Тенденции в европейской архитектуре раннего XX века.
- Тема 3. Истоки современной скульптуры.
- Тема 4. Фовизм.
- Тема 5. Экспрессионизм.
- Тема 6. Кубизм.
- Тема 7. Скульптура кубизма.
- Тема 8. Футуризм.
- Раздел VIII. Архитектура и искусство между двумя мировыми войнами.
- Тема 1. Дада.
- Тема 2. Абстрактное искусство. Основные направления первого этапа развития абстракции.
- Тема 3. Развитие абстрактного искусства между двумя войнами.
- Тема 4. Направления в фигуративном искусстве: формы и цели. Метафизическая школа. Новая вещественность.
- Тема 5. Парижская школа между двумя войнами.
- Тема 6. Архитектура и дизайн в деятельности Баухауза и «Де Стайль».
- Тема 7. Интернациональный стиль в архитектуре. Первый этап.
- Тема 8. Сюрреализм - концепции искусства. Основные направления и мастера.
- Тема 9. Основные тенденции развития скульптуры.
- Раздел IX. Архитектура и искусство 50-х – 70-х годов XX века.
- Тема 1. Абстрактный экспрессионизм и американское искусство середины 40-х – 60-х годов. Живопись и скульптура.
- Тема 2. Мастера и направления в абстрактном экспрессионизме.
- Тема 3. Развитие абстракции и европейское искусство после второй мировой войны. Живопись и скульптура.
- Тема 4. Европейское фигуративное искусство.
- Тема 5. Поп арт. Альтернативные формы творчества.
- Тема 6. Минимализм и концептуализм.
- Тема 7. Другие тенденции в искусстве 60-х - 70-х.
- Тема 8. Интернациональный стиль в архитектуре. Второй этап.
- Раздел 10. Архитектура и искусство 80-х годов – конца XX века.
- Каталоги выставок
- Контрольные вопросы по курсу «зарубежное искусство XIX-XX веков»
- Спиок тем курсовых и дипломных работ по курсу «зарубежное искусство 19-20 веков»
- Тематический план по курсу “Зарубежное искусство XIX-XX веков” для специальности 031501 “Искусствоведение”
- Планы семинарских занятий по курсу «зарубежное искусство 19-20 веков» для специальности искусствоведение
- Темы семинарских занятий
- Литература:
- Литература
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- VII. Сравнительная характеристика живописной техники и станковой картины постимпрессионизма, импрессионизма и неоимпрессионизма.
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Методические указания по проведению семестрового контроля за знаниями студентов
- Список примерных тем для итоговой аттестации