logo
ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО XIX - XX ВЕКОВ

Тема 5. Архитектура и декоративно-прикладное искусство ар-нуво.

Феномен стиля ар-нуво: оригинальность и специфика его генезиса. Формирование художественного языка, символика и иконография форм. Значение эстетической компоненты.

Путь от эклектики к архитектуре ар-нуво. Сохранение значения исторических стилей в качестве источников форм; формирование оригинальных принципов формотворчества. Значение индивидуального стиля архитектора и специфики национальных традиций для развития ар-нуво. Варианты отказа от конструктивного значения ордерной системы. Основные характеристики стиля: асимметрия, уход от жесткой взаимообусловленности логик построения экстерьера и интерьера, значение и функции орнаментально-декоративных элементов, сочетание разнородных материалов, роль цвета, символический язык форм, функциональность внутреннего пространства. Многообразие направлений внутри ар-нуво.

Типология зданий в ар-нуво: частный особняк, многоквартирный дом, торговые и промышленные сооружения и др. Степень внедрения стиля в каждом типе. Тенденция к рационализму и функционализму в ар-нуво - одна из важнейших для дальнейшего развития архитектуры.

Становление ар-нуво как общеевропейский стиль в разных видах искусства: архитектуре, декоративно-прикладных, изобразительных. Ар-нуво и символизм. Организация Венского Сецессиона (1897), Мюнхенского Сецессиона (1893), берлинского Сецессиона (1899) – пути и средства противопоставления академическим взглядам, эволюция их деятельности. Концепции, цели и задачи синтеза искусств на основе архитектуры и пути его достижения. Распространение новых стилистических форм в декоративно-прикладном искусстве. Дармштадская колония художников (Группа Семи), идея дома как «тотального произведения искусства».