logo
Итальянский оперный театр XIX века

2.1 Биография

Третьего ноября 1801 года в бедной семье итальянского церковного органиста родился мальчик Винченцо. Семья Беллини проживала в местечке Катанье на острове Сицилия. Отец Винченцо решил с раннего детства прививать сыну любовь к искусству и стал обучать маленького Винченцо игре на фортепиано.

Семья Беллини жила очень бедно, и если бы не помощь одного из дворян, который выделил средства на дальнейшее обучение, Винченцо вряд ли добился бы мировой известности. Богатый дворянин услышал игру юного Беллини и пришел в восторг, узнав о бедственном положении семьи одаренного юноши, он, не раздумывая, выделил средства на обучение Винченцо в Неаполитанской консерватории Сан-Себастьяно.

Обучаясь в консерватории, Винченцо Беллини пишет свою первую оперу «Адельсон и Сальвини». Премьера состоялась в 1825 году и прошла она с неожиданным даже для самого автора успехом. Тут же Беллини получает заказ на новую оперу, и в 1826 году была закончена работа над второй оперой - «Бьянка и Фернандо». Премьера этой оперы состоялась в неаполитанском театре «Сан-Карло».

Третья опера Беллини «Пират» имела огромный успех, а ее премьера состоялась в миланском театре «Ла Скала». Популярность Винченцо Беллини росла «на глазах». Только пятая опера «Заира» вызвала волну недовольства зрителей. Каждая премьера опер Беллини заканчивалась настоящим триумфом. В 1831 году была закончена лучшая опера композитора - «Норма». К сожалению на премьере зрители не выразили ни восхищения, ни осудили автора, другими словами, премьера прошла незамеченной. Лишь спустя несколько лет, «Норма» получила должный прием зрителей. Вторая неудача постигла Беллини на премьере оперы «Беатриче ди Тенда», которая с шумом «провалилась». Лишь последнее сочинение композитора смогло вернуть ему имя, это была опера «Пуритане». 23 сентября 1835 Беллини скончался в местечке Пюто близ Парижа.

2.2 Опера «Норма»

Опера в четырех действиях (первоначально в двух действиях, но разделенных на четыре картины) на либретто Феличе Романи, основанное на одноименной французской трагедии Луи Александра Сомэ.

Является превосходным образцом традиции бельканто. Заглавная партия -- одна из самых трудных в репертуаре сопрано.

В истории итальянского оперного искусства дата первого исполнения оперы Беллини -- такое же крупное событие, как премьеры опер Россини, Верди, Пуччини. Постановка «Нормы» знаменовала мощный призыв к единству Италии.

Друиды готовят восстание против поработителей и ждут сигнала, который им должна подать верховная жрица Норма. В ее сердце чувство долга борется с любовью к римскому военачанальнику Поллиону, отцу ее детей. Но Поллион разлюбил Норму и увлечен молодой жрицей Адальджизой. Норма подает знак к восстанию. Поллион схвачен, ему грозит смерть. В последнюю минуту Норма спасает его, открывая свою вину (нарушение обета девственности), и восходит на костер. Потрясенный ее поступком, Поллион следует за ней на смерть.

«Норма» -- произведение мощной трагической силы и чистоты стиля. Музыке свойствен высокий гражданский строй, этическое благородство, драматизм выражения. Музыка героична. Центральной идеей оперы является призыв к свержению власти захватчиков. Образ Нормы -- один из самых возвышенных и героических в мировой оперной литературе. Ярко выражена в музыке борьба противоречивых чувств: любви, ревности, жажды мести, ненависти. Побеждают долг, верность отчизне.

ГЛАВА III. ГАЭТАНО ДОНИЦЕТТИ.