Введение
Проблема художественных навыков была и остается одной из «ключевых» проблем массовой художественной педагогики. Такой ее статус продиктован очевидным фактом, тем, что передача знаний, умений и навыков есть ключевая для существования и развития общества. Они являются формой существования и передачи опыта, который человечество накапливает в процессе деятельности по переустройству мира и самого себя. Знания, умения и навыки, поскольку они одновременно выступают критерием качества самого опыта, становятся основополагающим фактором обеспечения динамики развития человечества в целом. В этом смысле уже то, что через художественные знания, умения и навыки происходит присвоение человечеством нравственно-эстетических ценностей, которые оно выдвигает в процессе исторического развития и которые находят выражение в продукте художественной деятельности - в искусстве, говорит об актуальности проблемы исследования. Однако, несмотря на обилие внимания к ней, ее разработанность не вполне удовлетворяет современным требованиям, предъявляемым к художественному образованию. На современном этапе развития общества, в общеобразовательной системе применяется компетентностный подход, который предполагает формирование у учащихся определенных знаний, умений и навыков, в том числе и художественно творческих. Но наиболее квалифицированно, продуктивно, продуманно развитие художественных навыков осуществляется в системе школ искусств, роль которых в художественном образовании учащихся без преувеличения огромна.
Большую роль в развитии художественных навыков играет пейзажная живопись. Основная цель занятий пейзажной живописью -- развитие у учащихся художественных навыков в реалистической передаче натуры средствами живописи.
Живопись не есть только вдохновение, но и профессиональный подход. Для написания пейзажей, по мнению Б.В. Иогансона, необходимо знание технологических процессов выполнения этюда, определенной системы выполнения. Все это в конечном итоге способствует развитию и закреплению художественных навыков. Но мало сетовать на то, что у нас не все благополучно, нужно что-то предложить лучшее. Нельзя не согласиться с тем, что это лучшее нам может подсказать вековой опыт реалистических школ и методов. По мнению Б.В. Иогансона лучшая школа была в период, когда в ней обучались И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов и другие, и лучшею системою была система П.П. Чистякова, основанная на точном рисунке и глубоком понимании форм. Эта система проверена практикой.
Это все необходимо взять за основу, учитывая условия современности. Современный педагог должен помимо классического образования быть восприимчивым к инновациям, отслеживать и применять новые формы работы, использовать обмен опытом для проведения учебных занятий по пейзажной живописи взамен однообразия и пустого времяпровождения учащихся. Однозначным является то, что в настоящее время мы имеем сильнейшее преимущество перед прошлым.
Изучение сущности и специфики педагогической технологии подводит к выявлению особых педагогических условий, которые развивают художественные навыки. Отсюда противоречие между потребностью в высоком качестве и прочности художественных навыков, полученных в процессе обучения в школе искусств и использование эффективных методов стимулирующих проявление природной потребности учащихся реализовать свои задатки и способности в пейзажной живописи.
Найденное противоречие дало возможность сформировать проблему исcледования: поиск эффективных методов для усвоения и овладения художественных навыков пейзажной живописи в системе уроков дополнительного образования.
Решение данной проблемы составляет цель исследования, которая заключается в теоретическом обосновании и разработке методических рекомендаций по развитию художественных навыков учащихся школ дополнительного образования средствами пейзажной живописи.
Объектом исследования является образовательный процесс развития художественных навыков пейзажной живописи.
Предметом - методы обучения, направленные на развитие художественных навыков, упражнения, творческие задания.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что эффективность развития художественных навыков ученика будет устойчиво развивающейся если:
1. Ввести изменения в содержание образовательного процесса.
2. Использовать эффективные методы развития художественных навыков.
3. Разработать упражнения по темам.
4. Разработать наглядные пособия.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме
исследования.
2. Выявить эффективные методы развития художественных навыков учащихся детских школ искусств.
3. Разработать критерии развития художественных навыков учащихся 3 классов.
4. Разработать методические рекомендации, конспекты по целенаправленному развитию художественных навыков учащихся средствами пейзажной живописи.
5. Адаптировать систему уроков направленных на развитие художественных навыков.
6. Выполнить творческую часть в виде трёх живописных этюдов на тему: «Зимний городской пейзаж. Горизонтали города Тюмени».
В соответствие с поставленными задачами, в работе обусловлены следующие основные принципы и методы исследования:
1) Изучение и анализ литературы по педагогике, искусствознанию, психологии развития художественных навыков;
2) Изучение и анализ литературы по теории и методике преподавания живописи, анализ действующих программ по живописи;
3) Анализ детских работ по живописи;
4) Педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, поискового, обучающего и сравнительного этапов.
5) Обобщение собственного опыта педагогической и творческой деятельности и обобщение результатов учебно-творческой деятельности учащихся по экспериментальной системе заданий и упражнений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения живописи в школе, а также при дальнейшей разработке и совершенствовании учебных программ, учебных пособий и т.д.
Исследование проходило в детской художественной школе им. В.В. Знаменского г. Тюмени в 3 классе. Экспериментальная работа позволила выявить условия способствующие развитию живописных навыков у учащихся художественной школы при создании пейзажной живописи.
Этапы исследования:
- на первом этапе проводились изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, была обоснована проблема исследования, сформулирована гипотеза, определены цели и методы исследования;
- на втором этапе проводилась диагностика учащихся, развития художественных навыков;
- на третьем этапе проводился анализ эффективности знаний по развитию художественных навыков.
Структура и объем дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
- Введение
- 1. Теоретические основы развития художественных навыков учащихся детских школ искусств средствами пейзажной живописи
- 1.1 Проблема развития художественных навыков у учащихся детских школ искусств
- 1.2 История развития обучению пейзажной живописи
- 2. Ход практической работы ВКР над созданием серии из трех работ по пейзажной живописи
- 2.2 Выполнение эскизов
- 2.3 Этапы выполнения работ по пейзажной живописи
- 3. Организация и проведение педагогического эксперимента, направленного на развитие художественных навыков у учащихся 3 классов детских школ искусств на занятиях по пейзажной живописи
- 3.1 Условия проведения педагогического эксперимента