logo
Развитие художественных навыков учащихся детских школ искусств средствами пейзажной живописи

2.3 Этапы выполнения работ по пейзажной живописи

Заключением этого этапа стало перенесение эскиза на холст и придание различной фактуры по принципу разделения на несколько планов. Мы перешли к созданию серии картин.

Льняной холст необходимо натянуть на подрамник и проклеить столярными клеем при помощи широкой плоской кисти. Далее холст нужно просушить, зашкурить пемзой и снова проклеить. После полного высыхания клея можно приступить к грунтовке холста. Большинство художников предпочитают акриловый грунт.

Когда грунт высохнет, можно приступать к работе. На холст наносится черновой рисунок.

Художники часто пользуются разными техниками письма, но более известна техника а-ля прима. Этюд в такой технике пишут за один сеанс. Как раз то, что краски не успевают высыхать в процессе работы, дает возможность получения мягких переходов света и тени. Иногда эта техника применяется при работе в несколько сеансов. Тогда незаконченную картину необходимо держать в холоде, а перед очередным сеансом растворять появившуюся на поверхности пленку специальным лаком.

При написании картин в такой технике письма, краска накладывается отдельными слоями, каждый из которых тщательно просушивается. Специалисты выделяют три этапа: подмалевок, затем пастозная прописка и лессировка. Во время лессировки наносятся полупрозрачные и прозрачные слои краски.

Создание картин проходило по следующему плану:

1) создание картона;

2) перенос изображения на холст;

3) подмалевок;

4) завершение пейзажа.

Серия «Зимний городской пейзаж. Окрестности города Тюмени» должна состоять из трех работ, выполненных в технике масляной живописи на холсте.

Пейзаж - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем называют также произведение этого жанра. Пейзаж - традиционный жанр станковой живописи и графики. Нередко пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. Художник не только пытается точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и передает свое отношение к природе, одушевляет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.

Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В средние века пейзажными мотивами украшали храмы, дворцы, богатые дома. Пейзажи нередко служили для передачи условных пространственных построений в иконах и в миниатюрах.

Как независимый жанр пейзаж окончательно сложился в 17 веке. Его основали голландские живописцы. Еще в 16 веке художники устремились к изучению натуры (П.Брейгель в Нидерландах). Особый расцвет пейзажной живописи отмечался в 17 - 18 веках.

Особое развитие получил пейзаж в искусстве Востока. Как самостоятельный жанр он возник в Китае еще в 6 веке. Пейзажи китайских художников, выполненные тушью на шелковых свитках, очень одухотворенны и поэтичны. Они имеют глубокий философский смысл, как бы изображают вечно обновляющуюся природу, беспредельное пространство, которое кажется таковым из-за введения в композицию обширных горных панорам, водных гладей и туманной дымки. В пейзаж включаются человеческие фигуры и символические мотивы (горная сосна, бамбук, дикая слива), воплощающие возвышенные духовные качества. Под влиянием китайской живописи сложился и японский пейзаж, выделяющийся обостренной графичностью, декоративными мотивами, более активной ролью человека в природе.

Таким образом, жанр пейзажа не только показывает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передает чувства и настроения.

Природа - это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж.

В нашей серии работ отражается зимнее состояние городской природы.

В своих работах мы попытались отразить всю красоту зимнего дня, когда на городских улицах лежит снег, который придает еще большую загадочность и свежесть, на первый взгляд, совсем непривлекательного вида городских улиц.

Создание работы проходило по следующим этапам:

1. Для того, что бы создать картон, с помощью которого мы перенесли изображение с эскиза на конечную работу, была использована калька. С помощью кальки и метода «сетки» было увеличено и перенесено изображение с эскиза на большой картон, размер которого соответствует размеру итоговой работы.

2. Перенос изображения с картона на холст было выполнено при помощи метода «сетки», кистью и разбавленной растворителем масляной краской.

3. Подмалёвок в живописи (главным образом в масляной) - это предварительная стадия работы над картиной. На стадии подмалeвка традиционно в одном тоне прорабатывается светотенью объём изображаемых предметов и фигур, тёмными тонами - тени, светлыми - освещённые части картины. Подмалёвок выполняется в 2 цвета или многоцветно с расчётом на просвечивание его через те тонкие слои красок, которые наносятся на завершающей стадии работы.

4. Завершение работы подразумевает доведение работы до целостного состояния, прописку основных моментов картины, выделение главного.

В итоге, была создана серия из трех работ по пейзажной живописи на тему: «Зимний городской пейзаж. Горизонтали города Тюмени».

В процессе работы над творческой частью мы сделали вывод, что городская природа бесконечно разнообразна. Все в природе гармонично, даже, несмотря на воздействие, которое оказывает на природу человек. В любом случае она вызывает глубокие переживания и мысли, что способствует появлению в изобразительном искусстве жанра пейзажной живописи. Пейзаж представляет собой одну из самых эмоциональных областей изобразительного искусства, особенно это касается городского пейзажа, который вызывает неоднозначные эмоции. В связи с этим нами были рассмотрены произведения городской пейзажной живописи А. Беле, А. Дашевского. Так как картины пейзажной живописи этих художников дают возможность по-другому взглянуть на городской ландшафт.

Итогом нашей работы стала серия картин на тему «Зимний городской пейзаж. Горизонтали города Тюмени», которая состоит из трех работ.