2.3 Этапы выполнения работ по пейзажной живописи
Заключением этого этапа стало перенесение эскиза на холст и придание различной фактуры по принципу разделения на несколько планов. Мы перешли к созданию серии картин.
Льняной холст необходимо натянуть на подрамник и проклеить столярными клеем при помощи широкой плоской кисти. Далее холст нужно просушить, зашкурить пемзой и снова проклеить. После полного высыхания клея можно приступить к грунтовке холста. Большинство художников предпочитают акриловый грунт.
Когда грунт высохнет, можно приступать к работе. На холст наносится черновой рисунок.
Художники часто пользуются разными техниками письма, но более известна техника а-ля прима. Этюд в такой технике пишут за один сеанс. Как раз то, что краски не успевают высыхать в процессе работы, дает возможность получения мягких переходов света и тени. Иногда эта техника применяется при работе в несколько сеансов. Тогда незаконченную картину необходимо держать в холоде, а перед очередным сеансом растворять появившуюся на поверхности пленку специальным лаком.
При написании картин в такой технике письма, краска накладывается отдельными слоями, каждый из которых тщательно просушивается. Специалисты выделяют три этапа: подмалевок, затем пастозная прописка и лессировка. Во время лессировки наносятся полупрозрачные и прозрачные слои краски.
Создание картин проходило по следующему плану:
1) создание картона;
2) перенос изображения на холст;
3) подмалевок;
4) завершение пейзажа.
Серия «Зимний городской пейзаж. Окрестности города Тюмени» должна состоять из трех работ, выполненных в технике масляной живописи на холсте.
Пейзаж - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем называют также произведение этого жанра. Пейзаж - традиционный жанр станковой живописи и графики. Нередко пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. Художник не только пытается точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и передает свое отношение к природе, одушевляет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.
Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В средние века пейзажными мотивами украшали храмы, дворцы, богатые дома. Пейзажи нередко служили для передачи условных пространственных построений в иконах и в миниатюрах.
Как независимый жанр пейзаж окончательно сложился в 17 веке. Его основали голландские живописцы. Еще в 16 веке художники устремились к изучению натуры (П.Брейгель в Нидерландах). Особый расцвет пейзажной живописи отмечался в 17 - 18 веках.
Особое развитие получил пейзаж в искусстве Востока. Как самостоятельный жанр он возник в Китае еще в 6 веке. Пейзажи китайских художников, выполненные тушью на шелковых свитках, очень одухотворенны и поэтичны. Они имеют глубокий философский смысл, как бы изображают вечно обновляющуюся природу, беспредельное пространство, которое кажется таковым из-за введения в композицию обширных горных панорам, водных гладей и туманной дымки. В пейзаж включаются человеческие фигуры и символические мотивы (горная сосна, бамбук, дикая слива), воплощающие возвышенные духовные качества. Под влиянием китайской живописи сложился и японский пейзаж, выделяющийся обостренной графичностью, декоративными мотивами, более активной ролью человека в природе.
Таким образом, жанр пейзажа не только показывает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передает чувства и настроения.
Природа - это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж.
В нашей серии работ отражается зимнее состояние городской природы.
В своих работах мы попытались отразить всю красоту зимнего дня, когда на городских улицах лежит снег, который придает еще большую загадочность и свежесть, на первый взгляд, совсем непривлекательного вида городских улиц.
Создание работы проходило по следующим этапам:
1. Для того, что бы создать картон, с помощью которого мы перенесли изображение с эскиза на конечную работу, была использована калька. С помощью кальки и метода «сетки» было увеличено и перенесено изображение с эскиза на большой картон, размер которого соответствует размеру итоговой работы.
2. Перенос изображения с картона на холст было выполнено при помощи метода «сетки», кистью и разбавленной растворителем масляной краской.
3. Подмалёвок в живописи (главным образом в масляной) - это предварительная стадия работы над картиной. На стадии подмалeвка традиционно в одном тоне прорабатывается светотенью объём изображаемых предметов и фигур, тёмными тонами - тени, светлыми - освещённые части картины. Подмалёвок выполняется в 2 цвета или многоцветно с расчётом на просвечивание его через те тонкие слои красок, которые наносятся на завершающей стадии работы.
4. Завершение работы подразумевает доведение работы до целостного состояния, прописку основных моментов картины, выделение главного.
В итоге, была создана серия из трех работ по пейзажной живописи на тему: «Зимний городской пейзаж. Горизонтали города Тюмени».
В процессе работы над творческой частью мы сделали вывод, что городская природа бесконечно разнообразна. Все в природе гармонично, даже, несмотря на воздействие, которое оказывает на природу человек. В любом случае она вызывает глубокие переживания и мысли, что способствует появлению в изобразительном искусстве жанра пейзажной живописи. Пейзаж представляет собой одну из самых эмоциональных областей изобразительного искусства, особенно это касается городского пейзажа, который вызывает неоднозначные эмоции. В связи с этим нами были рассмотрены произведения городской пейзажной живописи А. Беле, А. Дашевского. Так как картины пейзажной живописи этих художников дают возможность по-другому взглянуть на городской ландшафт.
Итогом нашей работы стала серия картин на тему «Зимний городской пейзаж. Горизонтали города Тюмени», которая состоит из трех работ.
- Введение
- 1. Теоретические основы развития художественных навыков учащихся детских школ искусств средствами пейзажной живописи
- 1.1 Проблема развития художественных навыков у учащихся детских школ искусств
- 1.2 История развития обучению пейзажной живописи
- 2. Ход практической работы ВКР над созданием серии из трех работ по пейзажной живописи
- 2.2 Выполнение эскизов
- 2.3 Этапы выполнения работ по пейзажной живописи
- 3. Организация и проведение педагогического эксперимента, направленного на развитие художественных навыков у учащихся 3 классов детских школ искусств на занятиях по пейзажной живописи
- 3.1 Условия проведения педагогического эксперимента
- 2.3 Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства)
- 4. В чем сущность формирования эстетической культуры школьников? Каковы содержание, формы, методы и средства эстетического воспитания учащихся в школе?
- 1. 2 Детская школа искусств - учреждение дополнительного образования детей и молодежи
- Требования к уровню подготовки учащихся 2 классов
- Примерная учебная программа для детских художественных школ и художественных студий детских школ искусств
- Цели, задачи, методические особенности обучения изобразительному искусству в детских художественных школах, студиях.