logo search
Развитие художественных навыков учащихся детских школ искусств средствами пейзажной живописи

1.2 История развития обучению пейзажной живописи

Для развития художественных навыков у учащихся школ искусств на занятиях пейзажной живописью немаловажный смысл имеет внедрение приема сопоставления при рассматривании картин и побуждение их к оценке данных произведений, выражение личного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, нацеленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина гораздо лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.

Природа безгранично многообразна и великолепна. Солнечный свет и окружающая среда творят неисчерпаемую гармонию красок. Влияние природы на человека, глубокие переживания и мысли, которые она пробуждает, породили тот жанр в изобразительном искусстве, который называется пейзажем.

Пейзаж - (фр. Paysage, от pays- страна, местность) - жанр изобразительного искусства(или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа [25].

В зависимости от изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный - ведут индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии -- морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

Изучение природы и олицетворение ее образа на бумаге являются глубоко взаимосвязанными процессами в формировании художественных навыков и художника-пейзажиста в целом. Творческий подход к изображению пейзажа базируется на тех зрительных образах и впечатлениях, которые живописец приобретает в процессе работы с натуры. Только в результате общения с природой может возникнуть вдохновение, развиться замысел композиции. Поэтому живопись пейзажа, обучение пейзажному этюду - одна из немаловажных задач подготовки художника и значимый раздел программы курса живописи в развитии и формировании художественных навыков.

История обучения пейзажной живописи практически постоянно содержала два вида обучения: работа в помещении и выполнение этюдов на пленэре. Выполнение учебных этюдов на пленэре (на открытом воздухе) несколько отличается от работы в помещении. Обилие света, большое количество многообразных рефлексов, значительная удаленность объектов пейзажа от наблюдающего, смена освещенности в зависимости от состояния погоды и времени года - все это новые и необычные для неопытного живописца условия, которые усложняют работу с натуры.

Цель работы на пленэре - закрепление и расширение полученных в течение учебного года знаний и навыков, выработка умения творчески применять их на открытом пространстве в условиях естественного освещения. Художественные навыки формируют различные виды работы на пленэре - рисование (набросок, зарисовка, длительный рисунок) и живопись (краткосрочный и длительный этюды).

Специфика работы на пленэре диктует применение различных техник и приёмов живописи и графики, значительно повышает и расширяет художественный и творческий опыт детей в изобразительном искусстве.

Способности, которые не развиваются и навыки, которые не закрепляются, со временем утрачиваются. Потому, чтобы поддерживать и развивать у учащихся художественно-творческие способности и навыки, образное мышление, необходимы постоянные упражнения; в частности, эффективным средством являются систематические занятия пейзажной живописью.

Историю живописи пейзажа России логично начинать с Российской академии художеств, сумевшей классифицировать художественное образование в стране. К середине XIX века отрыв академического метода обучения от общего развития русского искусства вызвал кризис Академии и возникновение современных художественных школ вне её стен, как, например, школы Венецианова или Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Возрождение Академии связано с именем П.П. Чистякова, русского живописца и известного педагога, и стало возможным только благодаря рождению качественно новой педагогической системы, продолжившей наилучшие традиции академической школы.

Пейзаж России в своём развитии осваивает несколько фаз. В конце XIX века от тональной живописи он перешёл к пленэру, что стало переломным моментом в эволюции живописи пейзажа. В начале XX века пленэр развился в живопись, обогащенную знанием рефлексирующего воздействия воздушной среды. Наивысшего расцвета живопись пейзажа достигла в творчестве передвижников. Мастера русского пейзажа XIX века - С.Ф. Щедрин, М.И. Лебедев, И.К. Айвазовский, Ф.А. Васильев, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, И.И. Левитан и других [10].

Советский пейзаж начинался силами художников, сформировавшихся еще до революции (1917 г.), многие из которых продолжали работать в 40-е годы, а некоторые вплоть до 60-х годов XX века [3].

Городской пейзаж также нашел интересную интерпретацию в советской живописи. Один из примеров такого рода -- картина Юрия Пименова «Новая Москва». Он изобразил блестящую после дождя широкую улицу, на первом плане легковой автомобиль, вылетающий на ее простор. Пименов сразу включил нас в действие, понес по этим праздничным улицам, передал нам их вольное дыхание. Город предстал в этом пейзаже не как людное и шумное место человеческого одиночества, как это нередко бывало у импрессионистов, но как живой, бьющийся организм, средоточие той новой жизни, которую строит наш народ.

Пример данного вида пейзажа являются и работы Морозова в послевоенном периоде. Впервые широкий зритель познакомился с работами Морозова в 1935 году, когда на выставке в Москве были показаны его сорок произведений. В этих работах раскрылись особенности таланта художника и его творческого метода, ярко и смело прозвучала поэтическая основа романтического восприятия природы, любовь к живописи широкой, колористически богатой и сложной. Выставка явилась результатом напряженного пятилетнего труда молодого художника, окончившего Вхутемас-Вхутеин в 1930 году.

В этой художественной школе 20-х годов сформировались основные принципы искусства целого поколения советских художников, характерным представителем которого, при всем своеобразии личности, был и Морозов. Педагогическая система Вхутемаса оказывала огромное влияние на учащихся. В живописи, графике, архитектуре оно проявлялось в очень специфических формах. В частности, в живописи оно выразилось в том, что у большинства студентов было развито тонкое чувство цвета, которое определяло особый свободный экспрессивный характер большинства вхутемасовских живописных произведений. Правда, у Морозова, в отличие от многих товарищей по факультету, уже учебные работы обладали строгой формой и точным рисунком.

В истории подготовки пейзажистов живописный факультет Вхутемаса-Вхутеина занимает особенное место. Здесь трудились крупнейшие мастера живописи, преподаватели-практики Д. Кардовский, В. Фаворский, К. Истомин, Н. Крымов, И. Машков, С. Герасимов, А. Осмеркин, Р. Фальк, А. Куприн, П. Кончаловский и ряд других художников. Заслугой советской школы живописи пейзажа является создание метода социалистического реализма. Последующее становление лучших традиций реалистического направления в отечественной живописи пейзажа связано с творчеством и педагогической деятельностью таких заментных художников, как И. Грабарь, Б. Иогансон, Е. Кибрик, Е. Моисеенко, А. Мыльников, Г. Савицкий, В. Сидоров, Б. Угаров, П. Фомин, К. Юон и др.

Ценный опыт по подготовке пейзажистов накоплен художественно-графическими факультетами страны. В основу методики обучения живописи на факультетах положены методические системы П. Чистякова и Д. Кардовского. В отличие от Академии художеств, на художественно-графических факультетах никогда не было деления по мастерским. Однако из стен факультетов вышло много великолепных пейзажистов, которые составили достойную конкуренцию выпускникам художественных вузов.

Современное образование вносит свои коррективы в обучение пейзажной живописи. К примеру, в школе живописи «АртВилль» г. Москвы осуществляется как на основе традиционных методик преподавания пейзажной живописи, так и по Программе художественной школы, основанной на оригинальных методах интерактивного обучения, помогающих развивать способности ребенка, сохраняя при этом индивидуальность каждого ученика, побуждающие к самостоятельной работе по освоению новых умений и навыков в сфере, которую они выбирают, как любимую [32].

1.3 Различные средства преподавания пейзажной живописи в развитии художественных навыков учащихся детских школ искусств

Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, любовь ко всему восхитительному, художественный вкус, творческое воображение, привить художественные навыки, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре своей страны - одна из основных и сложных задач. Оказать помощь в ее решении может изобразительное искусство, а именно один из самых эмоциональных жанров - пейзажная живопись.

При помощи пейзажной живописи у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства и художественные навыки. Перед ними открываются богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений. С помощью искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями. Обучение детей пейзажной живописи таит в себе большие возможности.

Для развития художественных навыков применяются всевозможные средства обучения пейзажной живописи. В частности техника рисования прозрачными красками. Очень сильно концентрированный слой краски наносится на сухую бумагу. Он может накладываться как одним, так и различными цветовыми тонами, следующими друг за другом. В случае если вы работаете с прозрачными слоями разных тонов краски, то появляется так называемое «оптическое смешение красок». Техника рисования по влажному грунту: краски наносят либо сначала на смоченную бумагу, либо поверх еще влажного слоя краски. При применении техники «мокрым по мокрому» возникает эффект, характерный для акварельной живописи, мягкое растекание и переплетение красок. Это так называемое «увядание» красок включает в себя чрезвычайно привлекательные возможности изображения. Техника затеков: при использовании этой техники стремятся достичь мягкого, плавного перехода от насыщенной краски до прозрачной. Это случается, когда насыщенную краску каждый раз разбавляют чуть большим количеством воды, и краски, разбавленные по-разному, накладывают рядом без перехода. Работа проводится также на сухой основе.

Техника гранулирования выполняется на грубой бумаге с помощью большого количества краски, небольшого количества воды, легкими мазками кисти, и должна также использоваться на сухой основе. Она должна покрывать только выступающие места бумаги, а углубленные участки остаются белыми. В итоге возникает структурированная поверхность рисунка.

Негативная прозрачная краска. Это понятие предполагает оставленные на картине части белой поверхности бумаги, таким образом, изображают светлые, освещенные детали или белые предметы. Белой является кроющая краска, в виде акварельной она не существует и поэтому должна изображаться за счет незакрашенных мест на бумаге. Техника размывки возможно при наличии уже нанесенных более толстых, чем обычно, еще слегка сырых или уже высохших слоев краски. Чистой водой и кистью размывают световые пятна, силуэты и поверхности. Эта техника предлагается, кроме того, для коррекции насыщенно окрашенных участков рисунка [7].

Для развития художественных навыков используется техника рисования пейзажей по временам года с характеристикой этапов выполнения пейзажа.

Одной из форм систематической работы по развитию художественных навыков считаются занятия сюжетно-тематическим рисованием, главная задача которых - развитие умственной активности и творческого воображения детей. Эти занятия охватывают и рисование на темы литературных произведений о природе.

Для формирования художественных навыков на занятиях пейзажной живописи используются гуашь, акварель, угольные карандаши, сангины, ваксовые мелков, пастели.

Колористическим навыкам пейзажа во многом могут помочь целевые наблюдения природы, рассматривание репродукций с картин художников-пейзажистов, пейзажи преподавателей, актуальным способом преподавания помимо прочих, считается также анализ детских рисунков.

В современном мире при развитой конкурентоспособности школам дополнительного образования необходимо непрерывно проявлять высокий уровень собственной деятельности; участие в различных конкурсах, выставках международного значения обязывает изучать новые художественные материалы, современные техники и приемы работы по ним. Это, в свою очередь ведет к тому, что возникает потребность реорганизовать свою работу и применять новые методики формирования художественных навыков. Это подразумевают и нововведения в программы преподавания.

Стандартные программы обучения ориентированы лишь на обучение академическим основам и задачам и содержат мало материала для развития творческих способностей, не знакомят с новыми технологиями, техниками и приемами художественного мастерства. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее успешна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. К таковым можно отнести творческие задания. За период учебы важно испробовать все возможные техники и приемы, чтобы знать личные предпочтения, а также сильные и слабые стороны.

Ведь, изложив материал заученными фразами, ученику не дать открытого и легкого пути. Ребенок, пришедший в художественную школу, изначально просто пылает желанием научиться, он внимателен и сосредоточен, готов к познанию, но его можно спугнуть, просто «огорошить» теорией живописной грамоты, сложными понятиями и выражениями. Поэтому, все зависит от учителя, от того, как он начнет преподносить материал детям, какие методы будет применять и какие приемы будут в его арсенале [27].

Для создания любой живописной работы детям требуется изучить и использовать конкретные знания, умения, навыки. Но простое изложение знаний, без эмоционального настроя, скучно, сложно для понимания, не дает высоких творческих результатов. Успех в обучении зависит от того, насколько ребенок эмоционально отреагировал на учебный материал, создал в воображении образ, близкий и понятный ему.

Эмоциональная насыщенность занятий, на которых работают красками и другими живописными материалами, должна быть очень продуманной для каждого определенного случая. Это требует от учителя больших усилий в подготовке таких уроков, что, по сути нередко отсутствует. Художнику-педагогу необходимо воспитывать у учащихся отзывчивость к тому, какие чувства, настроения способны выразить цвета как таковые, их градации, сочетания. И чем раньше, тем лучше, так как маленький ребенок эмоционально отзывчив на чувственные впечатления вообще и на цветовые в частности. Этому помогает технология «эмоционального настроя». Технология «эмоционального настроя» включает множество различных приемов для активного включения детей в художественную деятельность, например: обращение к детской фантазии, пробуждение интереса при помощи игровых моментов, прослушивание музыки, слушание художественных текстов, исполнение пантомим и многое другое, что в общем зависит от творческих способностей преподавателя. Педагог должен выступать перед учениками как актер [19].

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и всевозможные материалы, занимательные для детей не повторяющиеся задания, возможность выбора и многие другие факторы -- вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, гарантирует живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

В результате применения этой технологии быстрее и качественнее осваивается техника живописи, развиваются художественные навыки, работы наполняются богатством цветовых оттенков. Технология «эмоционального настроя» развивает воображение и эмоциональную отзывчивость детей, раскрывает творческие способности благодаря установлению связи между миром цвета и миром чувств и эмоций.

Таким образом, изучение природы и рост профессионального живописного мастерства являются глубоко взаимосвязанными процессами в формировании художника-пейзажиста. Творческий подход к изображению пейзажа базируется на тех зрительных образах и впечатлениях, которые живописец приобретает при работе с натуры. Только в итоге общения с природой может появиться вдохновение, созреть замысел пейзажных композиций. Пейзаж по своей природе - искусство, в котором наиболее непосредственно выражаются эмоции. В этом смысле пейзаж можно было бы соотнести с музыкой. Цветовые оттенки красочной палитры передают в картине гамму чувств, даже без отсутствия литературного сюжета. Поэтому в пейзаже особо важна поэтичность восприятия и трактовке природы. Пейзаж несет в себе чувственное выражение мысли - в этом его сила и действенность - и потому формирование и развитие художественных навыков средствами пейзажной живописи особенно эффективно.

Создание пейзажа прибавляет опыта в пространственном построении картин. Здесь нет возможности аранжировать реальность, как при натюрморте. В пейзаже зависишь от внешних обстоятельств, от освещенности и от погоды. Именно тогда, когда выезжаешь на этюды, путешествуешь, появляются мощные впечатления, которые нужно перерабатывать. В результате работа над картиной, живопись остается той же: в пейзаже, сидя перед сюжетом и мотивом, художник вырабатывает структуры картины, которые строят изображение. Это еще раз подтверждает широкие возможности пейзажной живописи.

Итак, детская школа искусств - наиболее успешная, проверенная временем образовательная форма для формирования и развития художественных навыков учащихся. В рамках школы искусств по формированию художественных навыков реализуются наиболее актуальные педагогические инновации, с одной стороны, и эффективно используются прекрасные традиции отечественной школы, с другой. Именно в таких школах возможна плодотворная интеграция искусств, позволяющая ребенку освоить мир искусства, сформировать и закрепить художественные навыки создать собственный, что называется «золотой запас впечатлений», выстроить для себя четыре главных «столпа образования», то есть: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить.

Пейзажная живопись является эффективным средством формирования и закрепления художественных навыков у учащихся школ искусств. Природа является средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и воодушевляющим на сбережение ее богатств, содержит в себе и колоссальный потенциал всестороннего развития личности. Широко известно влияние природы на формирование различных сторон характера, индивидуальности ребенка. Природа пробуждает его любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Можно без преувеличения утверждать, что ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.

Воздействуя на эмоции ребенка своими качествами - совершенством формы, разнообразным и изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это содействует появлению и проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы, а, следовательно, способствует передаче объектов природы в образы. А стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению, уточнению знаний и художественных навыков и представлений о природных объектах и явлениях.

Для развития художественных навыков средствами пейзажной живописи используются различные методики, способы, программы.