1.1.1 Основные комплексы русского народного костюма
Поневный комплекс.
Это самый древний стиль одежды на Руси. В древнерусской миниатюре и иконописи изображение поневы встречается уже в X веке. Но слово "понева" в смысле "набедренная одежда" стало использоваться с XV века, а до этого оно означало (и означает сейчас в некоторых славянских языках) одеяло, полотняную ткань или покрывало. Хотя этот стиль одежды появился у славянских народов раньше других, но начиная с XIV века, он начал постепенно вытесняться другой одеждой (о чем речь ниже), и к XVII веку понева стала принадлежностью только южнорусского костюма. Более того, к XIX веку даже в южных губерниях поневу носили лишь замужние крестьянские женщины. Девушки надевали поневу всего на один день для обряда инициации ("вскакивание в поневу").
В поневный комплекс одежды входят: рубаха с косыми паликами (плечевыми детальками), понева, передник, нагрудник, сорока (для женщин) или повязка (для девушек), пояс, обувь (кожаная или лыковая).
(См. приложение 1)
Сарафанный комплекс.
Сарафан появляется на северо-западе России, начиная с XIV века, причем как мужская одежда (род кафтана). Женской одеждой он становится примерно с XVI века. Само слово "сарафан" для обозначения женской одежды использовалось редко. Чаще употреблялись слова, отражающие особенности конструкции или материала: клинник, глухарь, ситцевик, крашенинник. С севера сарафан постепенно распространился за Урал и в южные губернии России. В результате к XVIII-XIX веку сарафаны носили, кроме Северных и Центральных губерний Европейской России, вся Сибирь и Забайкалье, а также купчихи и небогатые горожанки всюду по стране. На юге же сарафан стал одеждой молодых девушек, и вообще воспринимался там как "модная" и "городская" вещь.
Сарафанный комплекс включает в себя: рубаху с прямыми паликами или без паликов, сарафан, передник, нагрудную одежду (душегрею, шугай), кокошник (для женщин) или венец (для девушек), кожаную или лыковую обувь. (См. приложение 2).
Комплекс с андараком.
Этот комплекс, в отличие от двух предыдущих, имел очень ограниченное распространение. Его носили так называемые однодворцы: потомки завербованных в Литве служилых людей, присланных в XVI-XVII веках на юг России для защиты границ. Отдельные села однодворцев располагались в Рязанской, Тамбовской, Курской, Орловской и Смоленской губерниях.
Юбку-андарак надевали вместе с рубахой с прямыми паликами и отложным воротником, корсеткой или жилеткой на шнуровке, широким поясом и головным убором, напоминающим либо колпак, либо литовские женские шапочки. (см. приложение 3)
Комплекс с кубильком.
А этот тип одежды был вообще узколокальным: он бытовал в казачьих станицах Дона и Терека. Считается, что он был заимствован казачками у женщин Северного Кавказа в XVII веке.
Кубилек - это приталеное платье с длинными рукавами. Его носили с металлическим поясом, рубахой, длинными штанами, вязаным колпаком и наброшенным на него тонким покрывалом. (см. приложение 4)
На рубеже XIX и XX вв. по всей территории России распространилась "парочка" - комплекс из юбки и кофты (или цельного платья), сшитый из фабричной ситцевой ткани.
Характерной особенностью крестьянской культуры являлось одновременное бытование костюмных комплексов, сложившихся в разное время.
- Введение
- Глава I. Русский народный костюм
- 1.1Классификация русского народного костюма
- 1.1.1 Основные комплексы русского народного костюма
- 1.1.2 Мужской и детский костюм
- 1.2 Состав русского народного костюма
- 1.2.1 Плечевые изделия
- 1.2.2 Поясные изделия
- 1.2.3 Обувь и головные уборы
- 1.2.4 Прически, аксессуары и украшения
- 1.3 Роль и значение русского народного костюма
- Глава II. Русский народный костюм в современном мире
- 2.1 Последние тенденции мировой моды
- 2.1.1 Тенденции зарубежных домов моды
- 2.1.2 Последние тенденции российских подиумов
- 2.2 Русский народный костюм в жизни современного человека
- 2.3 Русские этнические мотивы в коллекциях известных дизайнеров
- 2.3.2 Коллекции российских дизайнеров
- Заключение
- Глава 8. Русский народный костюм
- История бытования русского народного костюма.
- Тема 3. 14 русский народный костюм.
- 8.1. Мода на «русское».
- Разработка формы костюма по аналогии с народным костюмом
- 4.2. Творческая трансформация первоисточника при создании современного костюма.
- Глава 8. Русский народный костюм
- 3. Стилевые признаки народного костюма
- Глава 8. Русский народный костюм