logo
СКД

Тема 3. 14 русский народный костюм.

Классификация русского народного костюма: региональный: половозрастной; этнолокальный (местные разновидности региональных комплексов); степень зажиточности владельца; сословная принадлежность; практическое назначение (нательная, горничная, верхняя одежда).

Типы женской русской народной одежды: южнорусский (поневный) и северорусский (сарафанный) комплексы. Композиция поневного комплекса. Сходство и различия с сарафанным комплексом.

Композиция северорусского комплекса женской народной одежды. Основные элементы костюмов русских крестьянок. Головные уборы: девичьи и женские. Праздничный костюм. Мужской русский народный костюм.

Мотивы и сюжеты вышивки. Полифункциональность орнамента. Классификация мотивов русского орнамента: геометрический, зооморфный (с изображением животных), антропоморфный (с изображением человека), растительный.

Воплощение древними славянами картины мира в народном костюме. Влияние народных традиций на современную одежду человека.

Женский народный костюм. Образ «мирового древа» и характерное представление о мире «по вертикали» воплотилось в русском народном женском костюме: голова и головной убор — мир небесный, средняя часть сарафана — мир земной, а на мир подземный есть только намек — изображение голов змей на поясе костюма.

Большое символическое значение в структуре народного костюма имели головные уборы, прически и грим.

Женский головной убор являлся композиционным центром, занимал ведущее место в иерархии частей костюмного комплекса, местом наибольшего средоточия декора и отличался многозначностью и метафоричностью. Он отражал космологические, эстетические и этические представления народа. Головной убор выполнял обереговую, продуцирующую, утилитарную и другие функции. Наиболее часто мотивами орнамента головных уборов были солярные знаки, птицы и древо жизни.

Народный костюм издавна выполнял ряд функций: утилитарно-защитную, эстетическую, дифференцирующую и магическую. Передник (фартук) женского костюма являлся как бы паспортом, по которому можно было определить место проживания, семейное положение, количество детей и их пол. Эти функции выполняли не только детали костюма, но и орнамент вышивки.

Из разнообразия форм женской русской народной одежды выделяют два типа -южнорусский (поневный) и северорусский (сарафанный).

В основе женской русской народной одежды лежит сорочка (рубаха), которую носили с древних времен. В старину рубахи шили из цельного холста, пропуская целое полотнище отворота до подола. Швы и открытые для проникновения нечистой силы участки наиболее тщательно орнаментировались. С ней было связано и много поверий — например, собственную сорочку не продавали, считали, что заодно продашь и свое счастье.

Одной из функций народного костюма являлось изолирование человека от внешней среды. Всякий вид защиты, по древним верованиям, можно было сохранить с помощью магии, часто зашифрованных в орнаменте, формах прикладного творчества.

Литература:

1. Каргин, А.С. Народно декоративно-прикладное искусство // Народная художественная культура : курс лекций. / А.С. Каргин. — Москва : Музыка, 1998. — С. 202-235.

2. Клиентов, А. Народные промыслы / А. Клиентов. — Москва : Искусство, 2002. — 142 с.

3. Русский народный костюм // Народная художественная культура : учебник / под общ. ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. — Москва : МГУКИ, 2000. — С. 360-398.