logo
СКД

Тема 2.8. Сказки и их классификация

Собирание и издания народных сказок. Обработки французских народных сказок Ш. Перро. Издание арабских сказок «Тысяча и одна ночь» в Западной Европе. «Детские и семейные сказки» братьев Гримм. Издания русских сказок А.Н. Афанасьевым.

Классификация сказок. Разграничение сказки и мифа, сказки и обряда. Волшебные, бытовые (новеллистические), сказки о животных.

Генезис художественной формы. Поэтика сказочного сюжета. Объединение мифологического и семейного конфликтов. Роль в развертывании сказочного сюжета. традиционной стилистики (сказочные обрядность и формульность).

Место волшебной сказки в системе сказочной прозы. Компаративистский и генетический подходы к исследованию жанра. Генезис конфликтов, сюжетов, образов, пережитки представлений о тотемах-прародителях.

Идея волшебных превращений в сказке. Чудесные помощники и предметы в сказке. Путешествие в «иное царство». Мифологическо-сказочное время и пространство. Признаки мифологического противника. Композиционное единство волшебной сказки.

Исполнение сказки. Необходимость мастерства у рассказчика. Народная сказка существует в устной традиции, и при самом бережном перенесении на бумагу она теряет часть своих свойств, приобретая свойства, ей не присущие. Условное членение текста при записи, и сам принцип «закрепления» текста, тогда как при устном исполнении одна и та же сказка различными рассказчиками передается чуть иначе, то есть подвергшейся обработке, исполнительскому варианту.

Народная сказка и литературное творчество. Зарубежные литераторы: Ш. Перро, бр. Гримм, Г. Андерсен, Э.А. Гофман и др. Все они, так или иначе, опирались на народное творчество, исходили из него, но каждый относился к источникам по-своему.

Литературная сказка в России возникла в последней трети XVIII века (В. Левшин). Классические произведения в этом жанре создали А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, К. Аксаков, П. П. Ершов. Все они использовали фольклор, и не только русский, но и других народов, восточную литературу и пр.

В 1830— 40-х годах она сыграла значительную роль в литературной борьбе, оказала влияние на широкие читательские круги, дальнейшее развитие русской литературы. Идеи художественного романтизма, подъем национального самосознания стали основными причинами, вызвавшие к жизни литературные сказки, ставшие классическими произведениями русской литературы и до сих пор пленяющие сердца и воображение читателей.

Место сказки в современной культуре, детской литературе, воспитании, образовании.

Литература:

1. Новиков, В.С. Феноменология фольклора : монография / В.С. Новиков. — Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — 132 с.

2. Пропп, В.Я. Морфология сказки / В.Я. Пропп. — Москва : Лабиринт, 1998. — 154 С.

3. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. — Москва : Лабиринт, 2002. — 333 с.

4. Русские народные сказки / сост и вст. ст. В.П. Аникина. — Москва : Худ. лит., 2000. — 560 с.

5. Устное народное творчество // Народная художественная культура : учебник / под общ. ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. — Москва : МГУКИ, 2000. — 150-176.