logo
СКД

Тема 3. 11 народные художественные промыслы и ремесла

Народно-художественные промыслы — форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем местную культурную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий. Принципами творчества в рамках народно-художественных промыслов являются варьирование художественного образа, преемственность мастерства, регулируемая законом традиции. В процессе развития народно-художественных промыслов отрабатываются технические способы и художественные приемы обработки материала, образная система художественного языка.

Становление и развитие народных художественных промыслов. Мастера Древней Руси и западноевропейского средневековья делились по профессиям, в рамках которых обладали универсальным умением применять различные приемы художественной обработки того или иного материала. Золотых и серебряных дел мастера владели приемами ковки, литья, чеканки, филиграни, гравировки, чернения по серебру, эмальерным делом. Они специализировались по видам изделий (оружие, книжные оклады, ювелирные украшения и др.). Подобного рода специализация имела место в гончарном ремесле, ткачестве, художественном шитье и др.

Художественное ремесло — культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (металла, кожи, тканей и др.), вырабатываемая в процессе накопления творческого опыта мастеров, создающих художественные изделия. Профессиональный опыт художественного ремесла складывался путем открытия наиболее эффективных в эстетическом смысле приемов и техники художественной обработки материала, доведения ее до совершенства. Этот опыт накапливался веками, передавался из поколения в поколение. В старину по художественному ремеслу судили о благосостоянии страны и общем уровне ее культуры.

В Древнем Киеве было известно 60 различных ремесленных профессий. По социальному положению ремесленники делились на вотчинных, работавших при княжеском дворе, и монастырских, на городских и посадских. Первые работали по заказу тщательно и долго, достигая высочайшего совершенства и искусности в работе. Посадское ремесло получило отражение в творчестве городских мастеров, связанных с рынком. У них вырабатывалось умение экономными средствами достигать художественного эффекта, приближающего изделие к дорогим образцам.

Общие эстетические идеалы народа, профессиональный артистизм ручного труда определяли развитие культуры художественного ремесла. Творчески создавалась каждая вещь. Артистизм мастера высоко ценился; принадлежность к разряду мастеров определялась умением совершенно выполнить самое трудное художественное изделие.

На Руси существовали ремесленные корпорации, организованные по типу западных цехов. Их деятельность регулировалась особыми правилами и законами. Развиваясь на основе народных традиций, художественное ремесло каждой страны сохраняло свою национальную самобытность и в то же время отражало развитие мировых стилей.

Народно-художественные промыслы существовали со времен Киевской Руси и развивались на базе домашнего художественного ремесла под влиянием культурных традиций русских городов и торговых отношений. Расцвет народно-художественных промыслов относится ко второй половине XVII в. (изразцовое производство, резьба и росписи по дереву, плетение кружев, ткачество, гончарство, ювелирное дело и др.). Народные промыслы, основанные на ручном труде, неоднородны: мелкие и крупные; монастырские, городские, сельские, сочетающиеся с трудом земледельца. Рост производительных сил с начала XVIII в. приводит к возникновению мануфактур, затем к развитию народно-художественных промыслов в рамках фабричной промышленности, постепенно поглощающей мелкие промыслы. Со второй половины XIX в., в результате капиталистической конкуренции, подрывается экономическая основа народно-художественных промыслов, в результате их офабричивания, дробления производственных операций, снижается творческое начало, качественный уровень изделий.

После Октябрьской революции были приняты меры, направленные на возрождение народно-художественных промыслов, что было одной из первоочередных задач культурной политики. В 1917—19 гг. воссозданные народно-художественные промыслы были организованы на базе артелей. К 1930-м гг. объем их художественной продукции значительно возрос. Сохраняя структуру артели, в дальнейшем они развивались в рамках промысловой кооперации, а в 1965 г. вошли в систему местной промышленности. Однако промышленная система, не соответствующая творческой структуре народно-художественных промыслов, сковывала их художественное развитие.

Литература:

1. Каргин, А.С. Народно декоративно-прикладное искусство // Народная художественная культура : курс лекций / А.С. Каргин. — Москва : Музыка, 1998. — С. 202-235.

2. Клиентов, А. Народные промыслы / А. Клиентов. — Москва : Искусство, 2002. — 142 с.

3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции : народная кукла / И.Н. Котова. — Санкт-Петербург : Паритет, 2003. — 240 с.

4. Народное декоративно-прикладное творчество // Народная художественная культура : учебник / под общ. ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. — Москва : МГУКИ, 2000. — С. 263-306.

5. Соболев, Н.Н. Русская народная резьба по дереву / Н.Н. Соболев. — Москва : Сварог и К., 2000. – 478 с.