Тема 2. 4. Специфические признаки фольклора
Узкая и широкая трактовка понятия «фольклор». Разнообразие трактовок термина «фольклор». В западной науке распространено отождествление понятий «фольклор» и «культура нецивилизованных народов», «примитивная, общинная культура», «реликты первобытной культуры в культуре цивилизованных обществ». Одновременно существует определение его как «культуры народных классов в цивилизованных странах» и т. п.
Понятия «устное народное творчество», «народная поэзия», «народные песни», «народные сказки» как системы жанров народного художественного творчества в западной и отечественной науке.
Фольклор (от англ. «FOLK-LORE» - народное знание, народная мудрость) — принятое в международной научной терминологии название народного творчества. Термин ввел в 1846 г. английский ученый У. Дж. Томс и с 1879 г. он постепенно вошел в научный обиход во всех странах. Понятие «фольклор» тогда охватывало все области духовной (а иногда и материальной) народной культуры, но в современной науке отсутствует единое общепринятое употребление термина.
Как отмечал в 1924 г. франко-бельгийский ученый А. ван Геппен, в фольклоре наиболее характерной чертой является этническое начало. Фольклор каждого народа отличается самобытностью и ярко выраженным художественным своеобразием, богатством региональных и локальных форм в пределах каждой национальной культуры.
Основные современные концепции определения понятия «фольклор»:
Фольклор — устное народное и песенное творчество народа.
Фольклор — система словесных, музыкальных, театральных, танцевальных, зрелищно-игровых художественных жанров народного искусства.
Фольклор — вся народная художественная культура в целом, включая декоративно-прикладное творчество, зодчество, ремесла и т. д.
Проблема коллективности и анонимности творчества, устности, вариативности, как специфических признаков фольклорного творчества.
Художественные, обрядово-ритуальные, коммуникативные, социальные, психологические, воспитательно-педагогические функции фольклора.
Проблема видовой и жанровой дифференциации фольклора. Взаимосвязь фольклорных и нефольклорных видов художественного творчества.
В отечественной науке, как пишет В.Е. Гусев, существуют три основных концепции, определяющие фольклор, как: 1) устно-поэтическое творчество; 2) комплекс словесных, музыкальных, игровых, драматических и хореографических видов народного творчества; 3) народную художественную культуру в целом (включая изобразительное и декоративно-прикладное искусство).
Литература:
1. Каргин, А.С. Фольклор в контексте народной культуры // Народная художественная культура : курс лекций / А.С. Каргин. — Москва : Музыка, 1998. — С. 182-201.
2. Михайлова, Л.И. Фольклор в системе художественных предпочтений современного человека // Народная художественная культура : детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. 2 изд. / Л.И. Михайлова. — Москва : Вузовская книга, 2005. — С. 121-146.
3. Новиков, В.С. Феномен фольклора и концептуальные грани его изучения // Феноменология фольклора : монография / В.С. Новиков. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — С. 7-21.
4. Основные виды и жанры народного художественного творчества // Народная художественная культура : учебник / под общ. ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. — Москва : МГУКИ, 2000. — С. 160-359.
- Российская федерация
- Содержание
- Опд.Ф.09. Народная художественная культура
- Пояснительная записка
- Тематический план курса
- Содержание курса
- Раздел 1. Народная художественная культура и ее историческая динамика
- Тема 1. 1. Общее понятие о народной художественной культуре
- Тема 1. 2. Виды и формы народного художественного творчества
- Тема 1. 3. Мифологические истоки народной художественной культуры
- Тема 1. 4. Мифологические истоки руской народной культуры
- Тема 1. 5.
- Тема 1. 6.
- Раздел 2. Фольклор и фольклористика
- Тема 2. 1. Исследования фольклора в западной науке
- Тема 2. 2. Собирание и исследования фольклора в отечественной науке
- Тема 2. 3. Возникновение и развитие фольклора
- Тема 2. 4. Специфические признаки фольклора
- Тема 2. 5. Фольклорные жанры народов мира : словесные, словесно-музыкальные, музыкально-хореографические, драматические произведения
- Тема 2 6. Устное народное творчество : несказочная проза
- Тема 2. 7. Народное песенно-музыкальное творчество
- Тема 2.8. Сказки и их классификация
- Тема 2.9. В.Я. Пропп как исследователь сказки
- Тема 2.10. Народный героический эпос
- Тема 2.11 фольклорный театр
- Раздел 3. Народное художественное творчество
- Тема 3.2. Русский народный земледельческий календарь
- Тема 3. 3. Русские народные праздники
- Тема 3.4 русский свадебный обряд
- Тема 3. 5. Карнавально-смеховая культура в западных странах
- Тема 3. 6 эстетика карнавала
- Тема 3.7. Русские скоморохи
- Тема 3.8. Народное художественное творчество и профессиональное искусство
- Тема 3. 9. Любительское направление в системе народной художественной культур.
- Тема 3. 10. Основные виды декоративного и прикладного искусства в современной народной художественной культуре
- Тема 3. 11 народные художественные промыслы и ремесла
- Тема 3. 12. Народное зодчество
- Тема 3. 13 народная игрушка
- Тема 3. 14 русский народный костюм.
- Раздел 4.
- Тема 4. 2 организация и научно-методическое руководство народным творчеством
- Тема 4. 3. Технологические основы работы с самодеятельным художественным коллективом
- Качества руководителя самодеятельного художественного коллектива:
- Темы рефератов и заданий для срс
- Рекомендации к написанию контрольных работ и рефератов Подготовительная работа
- Контрольнаяработа и реферат пишется по плану
- Составление картотеки, включая журнальные и газетные публикации
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Вопросы для студентов заочного отделения
- Основная литература:
- Дополнительная литература: