Тема 1. 3. Мифологические истоки народной художественной культуры
История изучения мифов в западной науке. Древнегреческие мифы и легенды. Мифологическая и сравнительно-мифологическая школа (бр. Гримм, В. Маннгардт и др.). Роль мифа и магии в формировании религии, науки, искусства (Э. Тайлор, Дж. Фрезер). Психоаналитические концепции мифа и сказки (К.Г. Юнг, З. Фрейд).
В философии и культурологии понятием «миф» обозначают первый синкретический феномен культуры, в котором были слиты начала религии, морали, права, художественной деятельности и пр. Миф возник как форма недифференцированного коллективного сознания, способ понимания окружающего человека мира и его социальных отношений.
Общее понятие о мифе и мифологии. Мифологическое сознание. Мифы как древнейший пласт всех народных культур. Мифологическая картина мира. Мировое древо как универсальная картина мира древних. Боги, культурные герои, мир человека (люди). Высшая и низшая мифология. Вера в сверхъестественное, существование души и духов предков. Тотемизм, фетишизм, анимизм, магия.
Миф (от греч. "сказание", "предание") — рассказ, передающий представления древних народов о происхождении мира, явлений природы, о богах и легендарных героях. Миф — это способ понимания мира и самого себя, рассказ о прошлом и средство объяснения настоящего.
«Миф, как первоначальная форма духовной культуры человечества, представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные художественно-бессознательным образом народной фантазией» (К. Маркс).
Мифология — система первобытного мировосприятия, миропонимания, средство поддержания природного и социального миропорядка. Это особая форма мышления, в основе которого лежит духовный опыт многих поколений. Источниками сведений о мифологии являются:
— археологические раскопки;
— язык;
— фольклор;
— народные суеверия;
— древняя литература;
— фольклористика и этнография.
Мысля мифами, человек осознавал мир и свое место в нем, открывал законы миропорядка и его секреты: учился добыванию огня, охоте и земледелию и т.д. Мифология содержала в себе зачатки науки, религии, права, нравственности.
Мифологическую культуру можно рассматривать как попытку максимального приближения к себе земного мира, который первоначально представлялся чуждым, неподвластным, равнодушным, угрожающим существованию людей. Мифология рождалась как результат прозрения той идеи, что наиболее значимые процессы, столкновения, изменения, определяющие человеческое бытие, происходят за пределами возможностей личностного мировосприятия.
Другой причиной обращения к мифологии можно считать неразвитую практику. Окружающая реальность не воспринималась первоначально в гармоничной, совершенной форме. Древнему человеку она представлялась как неупорядоченная, бесконтрольная. Человек стремился к целостному восприятию мира, пытаясь уловить его логику.
На определенном этапе развития мифы стали основой зарождающегося искусства. И сегодня мифологические сюжеты и образы продолжают жить в народной традиции: в верованиях и обрядах, в песнях, сказках и заговорах, легендах и преданиях. Они запечатлены во множестве выражений, бытующих в языке, а также дошедших до нас памятниках материальной и духовной культуры.
Литература:
1. Каргин, А.С. Ценностная система архаической культуры в современной народной культуре // Народная художественная культура : курс лекций / А.С. Каргин. — Москва : Музыка, 1998. — С. 55-69.
2. Мифы славянского язычества // Древние славяне : сборник / Мифы и легенды народов мира. — Москва : Литература; Мир книги, 2004. — С. 7-124.
3. Мифологические истоки народной художественной культуры // Народная художественная культура : учебник / под общ. ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. — Москва : МГУКИ, 2000. — С. 42-75.
4. Новиков, В.С. Миф как синкретический феномен культуры // Культурология : учебное пособие / В.С. Новиков. — Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — С. 77-83.
- Российская федерация
- Содержание
- Опд.Ф.09. Народная художественная культура
- Пояснительная записка
- Тематический план курса
- Содержание курса
- Раздел 1. Народная художественная культура и ее историческая динамика
- Тема 1. 1. Общее понятие о народной художественной культуре
- Тема 1. 2. Виды и формы народного художественного творчества
- Тема 1. 3. Мифологические истоки народной художественной культуры
- Тема 1. 4. Мифологические истоки руской народной культуры
- Тема 1. 5.
- Тема 1. 6.
- Раздел 2. Фольклор и фольклористика
- Тема 2. 1. Исследования фольклора в западной науке
- Тема 2. 2. Собирание и исследования фольклора в отечественной науке
- Тема 2. 3. Возникновение и развитие фольклора
- Тема 2. 4. Специфические признаки фольклора
- Тема 2. 5. Фольклорные жанры народов мира : словесные, словесно-музыкальные, музыкально-хореографические, драматические произведения
- Тема 2 6. Устное народное творчество : несказочная проза
- Тема 2. 7. Народное песенно-музыкальное творчество
- Тема 2.8. Сказки и их классификация
- Тема 2.9. В.Я. Пропп как исследователь сказки
- Тема 2.10. Народный героический эпос
- Тема 2.11 фольклорный театр
- Раздел 3. Народное художественное творчество
- Тема 3.2. Русский народный земледельческий календарь
- Тема 3. 3. Русские народные праздники
- Тема 3.4 русский свадебный обряд
- Тема 3. 5. Карнавально-смеховая культура в западных странах
- Тема 3. 6 эстетика карнавала
- Тема 3.7. Русские скоморохи
- Тема 3.8. Народное художественное творчество и профессиональное искусство
- Тема 3. 9. Любительское направление в системе народной художественной культур.
- Тема 3. 10. Основные виды декоративного и прикладного искусства в современной народной художественной культуре
- Тема 3. 11 народные художественные промыслы и ремесла
- Тема 3. 12. Народное зодчество
- Тема 3. 13 народная игрушка
- Тема 3. 14 русский народный костюм.
- Раздел 4.
- Тема 4. 2 организация и научно-методическое руководство народным творчеством
- Тема 4. 3. Технологические основы работы с самодеятельным художественным коллективом
- Качества руководителя самодеятельного художественного коллектива:
- Темы рефератов и заданий для срс
- Рекомендации к написанию контрольных работ и рефератов Подготовительная работа
- Контрольнаяработа и реферат пишется по плану
- Составление картотеки, включая журнальные и газетные публикации
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Вопросы для студентов заочного отделения
- Основная литература:
- Дополнительная литература: