logo
СКД

Тема 1. 3. Мифологические истоки народной художественной культуры

История изучения мифов в западной науке. Древнегреческие мифы и легенды. Мифологическая и сравнительно-мифологическая школа (бр. Гримм, В. Маннгардт и др.). Роль мифа и магии в формировании религии, науки, искусства (Э. Тайлор, Дж. Фрезер). Психоаналитические концепции мифа и сказки (К.Г. Юнг, З. Фрейд).

В философии и культурологии понятием «миф» обозначают первый синкретический феномен культуры, в котором были слиты начала религии, морали, права, художественной деятельности и пр. Миф возник как форма недифференцированного коллективного сознания, способ понимания окружающего человека мира и его социальных отношений.

Общее понятие о мифе и мифологии. Мифологическое сознание. Мифы как древнейший пласт всех народных культур. Мифологическая картина мира. Мировое древо как универсальная картина мира древних. Боги, культурные герои, мир человека (люди). Высшая и низшая мифология. Вера в сверхъестественное, существование души и духов предков. Тотемизм, фетишизм, анимизм, магия.

Миф (от греч. "сказание", "предание") — рассказ, передающий представления древних народов о происхождении мира, явлений природы, о богах и легендарных героях. Миф — это способ понимания мира и самого себя, рассказ о прошлом и средство объяснения настоящего.

«Миф, как первоначальная форма духовной культуры человечества, представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные художественно-бессознательным образом народной фантазией» (К. Маркс).

Мифология система первобытного мировосприятия, миропонимания, средство поддержания природного и социального миропорядка. Это особая форма мышления, в основе которого лежит духовный опыт многих поколений. Источниками сведений о мифологии являются:

— археологические раскопки;

— язык;

— фольклор;

— народные суеверия;

— древняя литература;

— фольклористика и этнография.

Мысля мифами, человек осознавал мир и свое место в нем, открывал законы миропорядка и его секреты: учился добыванию огня, охоте и земледелию и т.д. Мифология содержала в себе зачатки науки, религии, права, нравственности.

Мифологическую культуру можно рассматривать как попытку максимального приближения к себе земного мира, который первоначально представлялся чуждым, неподвластным, равнодушным, угрожающим существованию людей. Мифология рождалась как результат прозрения той идеи, что наиболее значимые процессы, столкновения, изменения, определяющие человеческое бытие, происходят за пределами возможностей личностного мировосприятия.

Другой причиной обращения к мифологии можно считать неразвитую практику. Окружающая реальность не воспринималась первоначально в гармоничной, совершенной форме. Древнему человеку она представлялась как неупорядоченная, бесконтрольная. Человек стремился к целостному восприятию мира, пытаясь уловить его логику.

На определенном этапе развития мифы стали основой зарождающегося искусства. И сегодня мифологические сюжеты и образы продолжают жить в народной традиции: в верованиях и обрядах, в песнях, сказках и заговорах, легендах и преданиях. Они запечатлены во множестве выражений, бытующих в языке, а также дошедших до нас памятниках материальной и духовной культуры.

Литература:

1. Каргин, А.С. Ценностная система архаической культуры в современной народной культуре // Народная художественная культура : курс лекций / А.С. Каргин. — Москва : Музыка, 1998. — С. 55-69.

2. Мифы славянского язычества // Древние славяне : сборник / Мифы и легенды народов мира. — Москва : Литература; Мир книги, 2004. — С. 7-124.

3. Мифологические истоки народной художественной культуры // Народная художественная культура : учебник / под общ. ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. — Москва : МГУКИ, 2000. — С. 42-75.

4. Новиков, В.С. Миф как синкретический феномен культуры // Культурология : учебное пособие / В.С. Новиков. — Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — С. 77-83.