Тема 3. 6 эстетика карнавала
Первым описал карнавал как эстетическое явление немецкий поэт И. Гёте. Его наблюдения были теоретически осмыслены в исследованиях М. Бахтина, где впервые была показана специфика карнавала как особого коллективного действия, субъектом которого является толпа на площади. В более широком смысле под карнавалом понимается вся совокупность явлений смеховой («карнавальной») культуры.
М.М. Бахтин в монографии «Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Возрождения» (1965 г.) назвал мир карнавала с его обрядами, перевёрнутыми «с ног на голову» понятиями и соответствующими моделями поведения человека «карнавально-смеховой культурой». Мир карнавала не эквивалентен просто «смешному», это некий мир «наоборот», выход из повседневной реальности. Смеховая культура — это фактически мир параллельный обычному, некий «антимир».
Основным в смеховых обрядах была перемена всей структуры жизни, системы значений, где верхнее меняется с нижним, мужское с женским, умное с глупым. Одежде противопоставляются лохмотья, богатству — бедность, церкви — кабак. Смеховая культура — это фактически мир параллельный обычному, некий "антимир".
М. М. Бахтин пишет: "Карнавал не созерцают и, строго говоря, даже не разыгрывают, а живут в нем, по его законам, пока эти законы действуют, то есть живут карнавальной жизнью. Карнавальная же жизнь — это жизнь, выведенная из свой обычной колеи, в какой-то мере "жизнь наизнанку", и мир наоборот... Карнавал — это зрелище без рампы и без разделения на исполнителей и зрителей. В карнавале все активные участники, все причащаются карнавальному действу... Законы, запреты и ограничения, определяющие строй и порядок обычной, то есть вне карнавальной жизни, на время карнавала отменяются: отменяется, прежде всего, иерархический строй и все связанные с ним формы страха, благоговения, пиетета, этикета и т. п., то есть все то, что определяется социально-иерархическим и всяким иным неравенством людей. Отменяется всякая дистанция между людьми, и вступает в силу особая карнавальная категория — вольный фамильярный контакт между людьми. В процессе карнавального действа вырабатывается «новый модус взаимоотношений человека с человеком».
В карнавальном действии живущее по карнавальным законам сознание человека раздваивается, его участники сменяют друг друга в лидерстве и, следуя эстетике карнавала, растворяются в массах, поскольку карнавал всенароден. «Карнавальное действие» способно разворачиваться одновременно в нескольких местах, а участники, они же зрители, имеют возможность выбирать, участвовать, наблюдать за всеми элементами зрелища одновременно. М.М. Бахтин пишет: «От него некуда уйти, ибо карнавал не знает пространственных границ».
С середины XX века под влиянием и в русле развития идей М.М. Бахтина проводится изучение эстетических явлений, близких к карнавалам или его подготавливающих в архаических культурах. Эстетический эффект карнавального зрелища заключен в приеме инверсии (перестановки) членов универсальных символических противопоставлений (царь — раб, господин — слуга, мужчина — женщина и т. п.), который, будучи заимствован из народной культуры, широко используется в профессиональном искусстве.
Напр., в сцене пира опричников во второй серии фильма «Иван Грозный» Эйзенштейна, сознательно задуманной в карнавальном ключе, подданный садится на престол, беря атрибуты царской власти, а один из опричников надевает на себя женскую маску.
В массовой культуре XX в. так же возникают явления, типологически близкие к карнавальным (хэппенинги, рок-зрелища и т. п.).
Литература:
1. Бахтин, М.М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Возрождения. 2 изд. / М.М. Бахтин. — Москва: Худ. лит.,1990. — 514 с.
2. Новиков, В.С. Феноменология фольклора : монография / В.С. Новиков. Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — 132 с.
- Российская федерация
- Содержание
- Опд.Ф.09. Народная художественная культура
- Пояснительная записка
- Тематический план курса
- Содержание курса
- Раздел 1. Народная художественная культура и ее историческая динамика
- Тема 1. 1. Общее понятие о народной художественной культуре
- Тема 1. 2. Виды и формы народного художественного творчества
- Тема 1. 3. Мифологические истоки народной художественной культуры
- Тема 1. 4. Мифологические истоки руской народной культуры
- Тема 1. 5.
- Тема 1. 6.
- Раздел 2. Фольклор и фольклористика
- Тема 2. 1. Исследования фольклора в западной науке
- Тема 2. 2. Собирание и исследования фольклора в отечественной науке
- Тема 2. 3. Возникновение и развитие фольклора
- Тема 2. 4. Специфические признаки фольклора
- Тема 2. 5. Фольклорные жанры народов мира : словесные, словесно-музыкальные, музыкально-хореографические, драматические произведения
- Тема 2 6. Устное народное творчество : несказочная проза
- Тема 2. 7. Народное песенно-музыкальное творчество
- Тема 2.8. Сказки и их классификация
- Тема 2.9. В.Я. Пропп как исследователь сказки
- Тема 2.10. Народный героический эпос
- Тема 2.11 фольклорный театр
- Раздел 3. Народное художественное творчество
- Тема 3.2. Русский народный земледельческий календарь
- Тема 3. 3. Русские народные праздники
- Тема 3.4 русский свадебный обряд
- Тема 3. 5. Карнавально-смеховая культура в западных странах
- Тема 3. 6 эстетика карнавала
- Тема 3.7. Русские скоморохи
- Тема 3.8. Народное художественное творчество и профессиональное искусство
- Тема 3. 9. Любительское направление в системе народной художественной культур.
- Тема 3. 10. Основные виды декоративного и прикладного искусства в современной народной художественной культуре
- Тема 3. 11 народные художественные промыслы и ремесла
- Тема 3. 12. Народное зодчество
- Тема 3. 13 народная игрушка
- Тема 3. 14 русский народный костюм.
- Раздел 4.
- Тема 4. 2 организация и научно-методическое руководство народным творчеством
- Тема 4. 3. Технологические основы работы с самодеятельным художественным коллективом
- Качества руководителя самодеятельного художественного коллектива:
- Темы рефератов и заданий для срс
- Рекомендации к написанию контрольных работ и рефератов Подготовительная работа
- Контрольнаяработа и реферат пишется по плану
- Составление картотеки, включая журнальные и газетные публикации
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Вопросы для студентов заочного отделения
- Основная литература:
- Дополнительная литература: