Тема 2. 5. Фольклорные жанры народов мира : словесные, словесно-музыкальные, музыкально-хореографические, драматические произведения
Специфика художественных культур и фольклора западных и восточных народов, северных и африканских народов, народов России, Латинской Америки и др. Региональная специфика фольклорных форм, этническая вариативность. Специфика фольклорных жанров у земледельческих и скотоводческих народов. Художественный синкретизм как черта традиционного фольклора народов мира. Влияние социокультурного прогресса на сохранение фольклорных традиций. Проблемы заимствований и культурных влияний на фольклорные традиции, их влияние на особенности народной художественной культуры.
Народные праздники и обряды. Синкретизм художественных компонентов праздников и обрядов. Национально-культурная и религиозная специфика праздников и обрядов.
Подготовка и проведение русских календарных народных праздников: Зимних Святок, Масленицы, Троицы, Ивана Купалы и др. Театрализованные компоненты календарных и семейно-бытовых обрядов.
Основные виды и жанры устного народного творчества: традиционная обрядовая поэзия (заговоры, гадания, причитания и пр.), малые словесные жанры (пословицы, поговорки, загадки), устные несказочные жанры (мифы, предания, легенды, былички), эпические произведения, былины, духовные стихи, сказки, басни и пр.
Своеобразие словесного фольклора народов мира. Взаимосвязь устного фольклорного творчества с другими видами народного творчества, классическим искусством, литературой.
Образы, сюжеты и язык русских народных сказок, былин, духовных стихов.
Народное музыкально-песенное творчество. Многообразие музыкально-песенных, музыкально-танцевальных жанров народов мира. Специфика художественных форм, отражение культурно-этнической специфики, народного характера, уровня социокультурного развития.
Своеобразие русской народной музыкально-песенной культуры. Роль народной песни в создании национальной композиторской школы (Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков и др.).
Понятие «фольклорный театр». Многообразие форм фольклорного театра в странах мира. Театр кабуки в Японии. Комедия del arte в Италии и Франции. Китайская народная драма.
Жанры фольклорного театра в России: скоморошьи потехи, театр Петрушки, вертепный театр, раешник и др. Ярмарочные балаганы в России XIX–нач. XX вв. Известные народные драмы («Лодка», «Царь Максимилиан» и др.).
Художественный синкретизм фольклорного театра (песни, музыка, танцы, декоративно-прикладное творчество).
В.Е. Гусев в «Эстетике фольклора» выделяет элементы театрализации в таких народных праздниках, как масленичные гуляния, семейно-бытовые обрядах, как свадьба и пр.
Говорить об этих формах творчества как народном театре нельзя, так как реализация театрального спектакля предполагает наличие зрителей и игру актеров для них. Так же, в театральном спектакле возможен эффект «карнавализации», когда действие перемещается со сцены в зрительный зал. Это идет из ярмарочных представлений, и так стираются обстоятельства условности сценического действия (зрители – актеры). Но, в условиях народного праздника, свадьбы и проч., театра нет, это – явление самой жизни.
Народные танцы, как выражение специфики этнического менталитета и народного темперамента. Пляски и хороводы, как основные танцевальные формы русского фольклора. Классификация русской народной хореографии. Региональные особенности построения и исполнения хороводов, кадрилей, переплясов, пляски.
Место народного танца в системе российской хореографической культуры. Сценические обработки народных танцев. Ансамбль народного танца им. И. Моисеева.
Народные игры как часть народной художественной культуры. Исторические формы народных игр. Игры как часть празднично-обрядового цикла у древних народов (игра как часть праздника в честь бога Диониса (Древняя Греция).
Обрядовые и необрядовые, зрелищно-игровые формы фольклора. Русские народные игры (игры с предметами, игры-хороводы, игровые сценки-ряженых, боевые игры и т.д.).
Народные игры в контексте теории игры и игровой терапии. Народные игры как средство психологической коррекции, социальной адаптации и социализации личности.
Роль народных игр в семейной педагогике, этнокультурном образовании и воспитании детей и подростков.
Литература:
1. Каргин, А.С. Фольклор в контексте народной культуры // Народная художественная культура : курс лекций / А.С. Каргин. — Москва : Музыка, 1998. — С. 182-201.
2. Михайлова, Л.И. Фольклор в системе художественных предпочтений современного человека // Народная художественная культура : детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. 2 изд. / Л.И. Михайлова. — Москва : Вузовская книга, 2005. — С. 121-146.
3. Новиков, В.С. Феномен фольклора и концептуальные грани его изучения // Феноменология фольклора : монография / В.С. Новиков. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — С. 7-21.
4. Основные виды и жанры народного художественного творчества // Народная художественная культура : учебник / под общ. ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. — Москва : МГУКИ, 2000. — С. 160-359.
5. Пропп, В.Я. Русские аграрные праздники / В.Я. Пропп. — Москва : Лабиринт, 2000. — 192 С.
- Российская федерация
- Содержание
- Опд.Ф.09. Народная художественная культура
- Пояснительная записка
- Тематический план курса
- Содержание курса
- Раздел 1. Народная художественная культура и ее историческая динамика
- Тема 1. 1. Общее понятие о народной художественной культуре
- Тема 1. 2. Виды и формы народного художественного творчества
- Тема 1. 3. Мифологические истоки народной художественной культуры
- Тема 1. 4. Мифологические истоки руской народной культуры
- Тема 1. 5.
- Тема 1. 6.
- Раздел 2. Фольклор и фольклористика
- Тема 2. 1. Исследования фольклора в западной науке
- Тема 2. 2. Собирание и исследования фольклора в отечественной науке
- Тема 2. 3. Возникновение и развитие фольклора
- Тема 2. 4. Специфические признаки фольклора
- Тема 2. 5. Фольклорные жанры народов мира : словесные, словесно-музыкальные, музыкально-хореографические, драматические произведения
- Тема 2 6. Устное народное творчество : несказочная проза
- Тема 2. 7. Народное песенно-музыкальное творчество
- Тема 2.8. Сказки и их классификация
- Тема 2.9. В.Я. Пропп как исследователь сказки
- Тема 2.10. Народный героический эпос
- Тема 2.11 фольклорный театр
- Раздел 3. Народное художественное творчество
- Тема 3.2. Русский народный земледельческий календарь
- Тема 3. 3. Русские народные праздники
- Тема 3.4 русский свадебный обряд
- Тема 3. 5. Карнавально-смеховая культура в западных странах
- Тема 3. 6 эстетика карнавала
- Тема 3.7. Русские скоморохи
- Тема 3.8. Народное художественное творчество и профессиональное искусство
- Тема 3. 9. Любительское направление в системе народной художественной культур.
- Тема 3. 10. Основные виды декоративного и прикладного искусства в современной народной художественной культуре
- Тема 3. 11 народные художественные промыслы и ремесла
- Тема 3. 12. Народное зодчество
- Тема 3. 13 народная игрушка
- Тема 3. 14 русский народный костюм.
- Раздел 4.
- Тема 4. 2 организация и научно-методическое руководство народным творчеством
- Тема 4. 3. Технологические основы работы с самодеятельным художественным коллективом
- Качества руководителя самодеятельного художественного коллектива:
- Темы рефератов и заданий для срс
- Рекомендации к написанию контрольных работ и рефератов Подготовительная работа
- Контрольнаяработа и реферат пишется по плану
- Составление картотеки, включая журнальные и газетные публикации
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Вопросы для студентов заочного отделения
- Основная литература:
- Дополнительная литература: