logo
СКД

Тема 2. 5. Фольклорные жанры народов мира : словесные, словесно-музыкальные, музыкально-хореографические, драматические произведения

Специфика художественных культур и фольклора западных и восточных народов, северных и африканских народов, народов России, Латинской Америки и др. Региональная специфика фольклорных форм, этническая вариативность. Специфика фольклорных жанров у земледельческих и скотоводческих народов. Художественный синкретизм как черта традиционного фольклора народов мира. Влияние социокультурного прогресса на сохранение фольклорных традиций. Проблемы заимствований и культурных влияний на фольклорные традиции, их влияние на особенности народной художественной культуры.

Народные праздники и обряды. Синкретизм художественных компонентов праздников и обрядов. Национально-культурная и религиозная специфика праздников и обрядов.

Подготовка и проведение русских календарных народных праздников: Зимних Святок, Масленицы, Троицы, Ивана Купалы и др. Театрализованные компоненты календарных и семейно-бытовых обрядов.

Основные виды и жанры устного народного творчества: традиционная обрядовая поэзия (заговоры, гадания, причитания и пр.), малые словесные жанры (пословицы, поговорки, загадки), устные несказочные жанры (мифы, предания, легенды, былички), эпические произведения, былины, духовные стихи, сказки, басни и пр.

Своеобразие словесного фольклора народов мира. Взаимосвязь устного фольклорного творчества с другими видами народного творчества, классическим искусством, литературой.

Образы, сюжеты и язык русских народных сказок, былин, духовных стихов.

Народное музыкально-песенное творчество. Многообразие музыкально-песенных, музыкально-танцевальных жанров народов мира. Специфика художественных форм, отражение культурно-этнической специфики, народного характера, уровня социокультурного развития.

Своеобразие русской народной музыкально-песенной культуры. Роль народной песни в создании национальной композиторской школы (Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков и др.).

Понятие «фольклорный театр». Многообразие форм фольклорного театра в странах мира. Театр кабуки в Японии. Комедия del arte в Италии и Франции. Китайская народная драма.

Жанры фольклорного театра в России: скоморошьи потехи, театр Петрушки, вертепный театр, раешник и др. Ярмарочные балаганы в России XIX–нач. XX вв. Известные народные драмы («Лодка», «Царь Максимилиан» и др.).

Художественный синкретизм фольклорного театра (песни, музыка, танцы, декоративно-прикладное творчество).

В.Е. Гусев в «Эстетике фольклора» выделяет элементы театрализации в таких народных праздниках, как масленичные гуляния, семейно-бытовые обрядах, как свадьба и пр.

Говорить об этих формах творчества как народном театре нельзя, так как реализация театрального спектакля предполагает наличие зрителей и игру актеров для них. Так же, в театральном спектакле возможен эффект «карнавализации», когда действие перемещается со сцены в зрительный зал. Это идет из ярмарочных представлений, и так стираются обстоятельства условности сценического действия (зрители – актеры). Но, в условиях народного праздника, свадьбы и проч., театра нет, это – явление самой жизни.

Народные танцы, как выражение специфики этнического менталитета и народного темперамента. Пляски и хороводы, как основные танцевальные формы русского фольклора. Классификация русской народной хореографии. Региональные особенности построения и исполнения хороводов, кадрилей, переплясов, пляски.

Место народного танца в системе российской хореографической культуры. Сценические обработки народных танцев. Ансамбль народного танца им. И. Моисеева.

Народные игры как часть народной художественной культуры. Исторические формы народных игр. Игры как часть празднично-обрядового цикла у древних народов (игра как часть праздника в честь бога Диониса (Древняя Греция).

Обрядовые и необрядовые, зрелищно-игровые формы фольклора. Русские народные игры (игры с предметами, игры-хороводы, игровые сценки-ряженых, боевые игры и т.д.).

Народные игры в контексте теории игры и игровой терапии. Народные игры как средство психологической коррекции, социальной адаптации и социализации личности.

Роль народных игр в семейной педагогике, этнокультурном образовании и воспитании детей и подростков.

Литература:

1. Каргин, А.С. Фольклор в контексте народной культуры // Народная художественная культура : курс лекций / А.С. Каргин. — Москва : Музыка, 1998. — С. 182-201.

2. Михайлова, Л.И. Фольклор в системе художественных предпочтений современного человека // Народная художественная культура : детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. 2 изд. / Л.И. Михайлова. — Москва : Вузовская книга, 2005. — С. 121-146.

3. Новиков, В.С. Феномен фольклора и концептуальные грани его изучения // Феноменология фольклора : монография / В.С. Новиков. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — С. 7-21.

4. Основные виды и жанры народного художественного творчества // Народная художественная культура : учебник / под общ. ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. — Москва : МГУКИ, 2000. — С. 160-359.

5. Пропп, В.Я. Русские аграрные праздники / В.Я. Пропп. — Москва : Лабиринт, 2000. — 192 С.