Тема 3.7. Русские скоморохи
В Западной Европе в средневековье существовали многочисленные шпильманы, жонглеры и пр. Зимой и летом бродили они по городам и селам, играли на музыкальных инструментах, пели и плясали, показывали фокусы, дрессированных животных, разыгрывали смешные фарсы. Их можно было увидеть под сводами феодального замка, на шумных площадях средневековых городов. В свои пляски они вводили сложные фигуры, головоломные прыжки и поддержки. Для того, чтобы публика ходила на их представления, им приходилось все время совершенствовать мастерство. Танец они соединяли с акробатикой.
На Руси представителями средневековой карнавально-смеховой культуры были скоморохи (скорее всего, это слово происходит от арабского — «скамораз» — веселый человек). Первыми скоморохами на Руси были бродячие иноземцы: артисты-мимы, народные музыканты и др., которые быстро «обрусели». Их ряды быстро пополнялись теми русскими «веселыми» людьми, у которых обнаруживался талант к бродячему образу жизни и шутовству, веселым выдумкам. В их число, очевидно, попадали и бывшие языческие жрецы, которые могли показывать «чудеса» (фокусы), владели гипнозом.
Скоморохов называют первыми русскими профессиональными артистами из народа. Для того, чтобы публика ходила на их представления, им приходилось все время совершенствовать мастерство. В пляски они вводили новые сложные фигуры, головоломные прыжки и поддержки. Танец соединяли с акробатикой, обогащали и расширяли его содержание и язык.
Важное место в смеховой культуре скоморохов занимали словесные смеховые тексты, скоморошины, исполняли даже пародии на церковную службу. Большое распространение в смеховых текстах получило у скоморохов и языческое ритуальное сквернословие.
Наряду с понятием святости на Руси была тесно связана и обратная сторона общественной жизни — «смеховой мир». Поэтому скоморохи — это смеховая культура.
В православии смех считался атрибутом бесов. Таким образом, если святость – это результат пути человека наверх, к Богу, то смеховой мир — это путь вниз, к дьяволу.
Православная церковь постоянно преследовала скоморохов, в том числе, и как носителей языческой культуры. Скоморохов били, высылали, сжигали их инструменты и маски. В XVI-XVII веках скоморохи собирались порой в «ватаги» по 60-70 человек. В эти века неоднократно издавались Указы патриархов и царей об их высылке в отдаленные места. В середине XVII века их музыкальные инструменты возами свозились в Москву и сжигались. Традиции русского скоморошества возродились позднее, в ярмарочных представлениях — балаганах.
Искусство скоморохов упоминается и в русских былинах. Прямо в гости к морскому царю спускается новгородский гусляр-певец в опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко». В этой же опере на пиру у богатых купцов веселые молодцы поют озорную скоморошину. В опере Римского-Корсакова «Снегурочка» скоморохи веселой пляской встречают приход лета. Они же — главные герои в балете Прокофьева «Шут, семерых шутов перешутивший».
Литература:
1. Блинова, Г.П. Русские традиции и народная культура : История и современность / Г.П. Блинова. – Москва, МГУКИ, 2000. — 49 с.
2. Каргин А.С. Профессиональный статус носителей и специалистов народной художественной культуры // Народная художественная культура : курс лекций / А.С. Каргин. — Москва : Музыка, 1998. — С. 118-131.
3. Некрылова, А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища : конец 18 начало 20 века /А.Ф. Некрыова. — Санкт-Петербург : Азбука – Классика, 2004. — 254 с.
4. Развлекательная культура России 18-19 века / под ред. Дуков Е.В. — Санкт-Петербург : Дм. Булыгин, 2000. — 507 с.
- Российская федерация
- Содержание
- Опд.Ф.09. Народная художественная культура
- Пояснительная записка
- Тематический план курса
- Содержание курса
- Раздел 1. Народная художественная культура и ее историческая динамика
- Тема 1. 1. Общее понятие о народной художественной культуре
- Тема 1. 2. Виды и формы народного художественного творчества
- Тема 1. 3. Мифологические истоки народной художественной культуры
- Тема 1. 4. Мифологические истоки руской народной культуры
- Тема 1. 5.
- Тема 1. 6.
- Раздел 2. Фольклор и фольклористика
- Тема 2. 1. Исследования фольклора в западной науке
- Тема 2. 2. Собирание и исследования фольклора в отечественной науке
- Тема 2. 3. Возникновение и развитие фольклора
- Тема 2. 4. Специфические признаки фольклора
- Тема 2. 5. Фольклорные жанры народов мира : словесные, словесно-музыкальные, музыкально-хореографические, драматические произведения
- Тема 2 6. Устное народное творчество : несказочная проза
- Тема 2. 7. Народное песенно-музыкальное творчество
- Тема 2.8. Сказки и их классификация
- Тема 2.9. В.Я. Пропп как исследователь сказки
- Тема 2.10. Народный героический эпос
- Тема 2.11 фольклорный театр
- Раздел 3. Народное художественное творчество
- Тема 3.2. Русский народный земледельческий календарь
- Тема 3. 3. Русские народные праздники
- Тема 3.4 русский свадебный обряд
- Тема 3. 5. Карнавально-смеховая культура в западных странах
- Тема 3. 6 эстетика карнавала
- Тема 3.7. Русские скоморохи
- Тема 3.8. Народное художественное творчество и профессиональное искусство
- Тема 3. 9. Любительское направление в системе народной художественной культур.
- Тема 3. 10. Основные виды декоративного и прикладного искусства в современной народной художественной культуре
- Тема 3. 11 народные художественные промыслы и ремесла
- Тема 3. 12. Народное зодчество
- Тема 3. 13 народная игрушка
- Тема 3. 14 русский народный костюм.
- Раздел 4.
- Тема 4. 2 организация и научно-методическое руководство народным творчеством
- Тема 4. 3. Технологические основы работы с самодеятельным художественным коллективом
- Качества руководителя самодеятельного художественного коллектива:
- Темы рефератов и заданий для срс
- Рекомендации к написанию контрольных работ и рефератов Подготовительная работа
- Контрольнаяработа и реферат пишется по плану
- Составление картотеки, включая журнальные и газетные публикации
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Вопросы для студентов заочного отделения
- Основная литература:
- Дополнительная литература: