logo
СКД

Тема 3.7. Русские скоморохи

В Западной Европе в средневековье существовали многочисленные шпильманы, жонглеры и пр. Зимой и летом бродили они по городам и селам, играли на музыкальных инструментах, пели и плясали, показывали фокусы, дрессированных животных, разыгрывали смешные фарсы. Их можно было увидеть под сводами феодального замка, на шумных площадях средневековых городов. В свои пляски они вводили сложные фигуры, головоломные прыжки и поддержки. Для того, чтобы публика ходила на их представления, им приходилось все время совершенствовать мастерство. Танец они соединяли с акробатикой.

На Руси представителями средневековой карнавально-смеховой культуры были скоморохи (скорее всего, это слово происходит от арабского — «скамораз» — веселый человек). Первыми скоморохами на Руси были бродячие иноземцы: артисты-мимы, народные музыканты и др., которые быстро «обрусели». Их ряды быстро пополнялись теми русскими «веселыми» людьми, у которых обнаруживался талант к бродячему образу жизни и шутовству, веселым выдумкам. В их число, очевидно, попадали и бывшие языческие жрецы, которые могли показывать «чудеса» (фокусы), владели гипнозом.

Скоморохов называют первыми русскими профессиональными артистами из народа. Для того, чтобы публика ходила на их представления, им приходилось все время совершенствовать мастерство. В пляски они вводили новые сложные фигуры, головоломные прыжки и поддержки. Танец соединяли с акробатикой, обогащали и расширяли его содержание и язык.

Важное место в смеховой культуре скоморохов занимали словесные смеховые тексты, скоморошины, исполняли даже пародии на церковную службу. Большое распространение в смеховых текстах получило у скоморохов и языческое ритуальное сквернословие.

Наряду с понятием святости на Руси была тесно связана и обратная сторона общественной жизни — «смеховой мир». Поэтому скоморохи — это смеховая культура.

В православии смех считался атрибутом бесов. Таким образом, если святость – это результат пути человека наверх, к Богу, то смеховой мир — это путь вниз, к дьяволу.

Православная церковь постоянно преследовала скоморохов, в том числе, и как носителей языческой культуры. Скоморохов били, высылали, сжигали их инструменты и маски. В XVI-XVII веках скоморохи собирались порой в «ватаги» по 60-70 человек. В эти века неоднократно издавались Указы патриархов и царей об их высылке в отдаленные места. В середине XVII века их музыкальные инструменты возами свозились в Москву и сжигались. Традиции русского скоморошества возродились позднее, в ярмарочных представлениях — балаганах.

Искусство скоморохов упоминается и в русских былинах. Прямо в гости к морскому царю спускается новгородский гусляр-певец в опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко». В этой же опере на пиру у богатых купцов веселые молодцы поют озорную скоморошину. В опере Римского-Корсакова «Снегурочка» скоморохи веселой пляской встречают приход лета. Они же — главные герои в балете Прокофьева «Шут, семерых шутов перешутивший».

Литература:

1. Блинова, Г.П. Русские традиции и народная культура : История и современность / Г.П. Блинова. – Москва, МГУКИ, 2000. — 49 с.

2. Каргин А.С. Профессиональный статус носителей и специалистов народной художественной культуры // Народная художественная культура : курс лекций / А.С. Каргин. — Москва : Музыка, 1998. — С. 118-131.

3. Некрылова, А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища : конец 18 начало 20 века /А.Ф. Некрыова. — Санкт-Петербург : Азбука – Классика, 2004. — 254 с.

4. Развлекательная культура России 18-19 века / под ред. Дуков Е.В. — Санкт-Петербург : Дм. Булыгин, 2000. — 507 с.