logo
СКД

Тема 3.2. Русский народный земледельческий календарь

Слово «календарь» восходит к латинскому «calendae» (первый день месяца), и к глаголу «calarе» (лат. — «выкликать»). В Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня каждого месяца.

Потребность измерять время возникала у всех народов, в различных климатических условиях, как только ими осознавалась периодичность явлений природы. Издавна основным занятием восточных славян было земледелие, поэтому вся основная масса праздников, обрядов, носила земледельческий характер.

Народный календарь — сложное культурное явление, формирование и эволюция его происходили в течение длительного времени под воздействием многих внешних и внутренних факторов. Церковь на протяжении столетий боролась с народными обрядами и игрищами как проявлениями язычества.

Год у древних славян делился на 12 месяцев, каждый из которых состоял из 30 дней, а оставшиеся 5-6 дней выделялись в особую праздничную неделю — Зимние Святки, посвященные памяти («духам») предков. Традиционными были и другие праздники: связанные с культом Солнца — Ярилы, громовержца Перуна, «скотьева» бога Велеса, Масленица, Купала и др.

Народный земледельческий календарь сохранял такой языческий взгляд на природу, когда все, что окружает человека, одухотворено, наделено жизненной силой, способно или помогать или препятствовать, причинять зло или доставлять радость. Крестьянин поклонялся грому, солнцу и месяцу, почитал священные камни, водоемы, деревья. Самое почитаемое у русских дерево — береза. Священным деревом был так же дуб (под ним отдыхали былинные богатыри), много народных поверий связано с вербой, рябиной. «Как бы мне рябине, к дубу перебраться» — слова одного малоизвестного поэта, ставшие народной песней, говорят об мироощущении простого человека.

Большое количество народных примет, пословиц, поговорок, правила поведения, запреты, наставления, обряды, игры, пляски, развлечения — такова насыщенность наиболее значимых моментов земледельческого года.

Под влиянием христианства система календарных праздников славян видоизменилась. Система отсчета русских календарных праздников. Лунный календарь (Пасха; 7 недель до Пасхи — Масленица; 7 недель после Пасхи — Троица и др. праздники).

Основой русского традиционного календаря стали церковные «Святцы», в соответствии с которыми за каждой датой закрепились церковные праздники и дни чествования Святой Троицы, Иисуса, Богоматери, евангелистов, православных святых. Народный календарь дает прекрасную возможность услышать, прочувствовать всю красоту и емкость фольклорного слова. Предки находили особую прелесть и неожиданный смысл в звучании слов. Яркий пример — обыгрывание имен святых в народном календаре. Напр.: «На св. Луку – сей лук», «на Феклу – сей свеклу» и т.д.

Этот народный месяцеслов, формируясь на протяжении многих веков, приспосабливался и существенным образом скорректировал бытовавший задолго до него земледельческий календарь, превратив его в стройную и удобную систему времяисчисления, сроков земледельческих работ, даже времени свадеб, придав ему смысл высокой духовности.

Литература:

1. Андреев, В.Р. Праздники и обряды на Руси / В.Р. Андреев. — Москва : Вече, 2006. — 496 с.

2. Лазарева, Л.Н. История и теория праздников : учеб. пос. / Л.Н. Лазарева. — Челябинск : ЧГАКИ, 2004. — 278 с.

3. Круглый год. Русский земледельческий календарь // Сост., вст. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. — Москва : Правда, 1991. — 496 с.

4. Рейли, Т.В. Истоки жизни : Русские обряды и традиции / Т.В. Рейли. — Санкт-Петербург : Невский проспект, 2002. — 251 с.

6. Русский народный календарь / О.В. Третьякова, Н.В. Тверитинова. — Москва : Метафора, 2004. – 608 с.

7. Славянские традиционные праздники : Верование и ритуалы. Справочник, 2 изд. // сост. Ф.С. Капица. – Москва : Флинта Наука, 2001. — 215 с.

8. Художественное творчество народа в календарных праздниках и обрядах // Народная художественная культура : учебник / под общ. ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. — Москва : МГУКИ, 2000. — С. 76-111.