Тема 3. 5. Карнавально-смеховая культура в западных странах
Понятие «Сarnival» — происходит от франц. слов «мясо, прощай»! и связано со временем, предшествующем Великому посту перед Пасхой.
Карнавал — зрелищно-эстетическое действие, характерное для народной «смеховой», «неофициальной» (нецерковной) культуры эпохи средневековья и Возрождения, а также и для более поздних театральных, цирковых, литературных и др. зрелищных форм, опирающихся на традиции или их воспроизводящих.
Традиция карнавалов, как массовых народных гуляний в Италии древняя, и уходит корнями в языческий праздник римских Сатурналий, на время которого (в середине декабря) отменялись все сословные различия, люди надевали маски и пр.
В средневековье карнавалы были особенно популярны в Италии и Южной Франции. Лидерство среди них принадлежит венецианскому карнавалу. Это был всенародный праздник, впервые занесенный в официальные документы в 1094 году дожем (главой) Венеции Витале Фалиеро. В начале XVI века, один из римских пап официально разрешил праздновать его.
Карнавал социально как бы уравнивал людей с помощью масок. Изначально карнавальный костюм состоял всего лишь из черной накидки, треуголки и белой маски. Маски вообще являются страстью венецианского карнавала. Наиболее известная из них называется «баута». Пародийная форма карнавального костюма.
Карнавал — массовое народное гулянье, праздничное зрелище, при котором нарушаются (чаше всего переворачиваются, заменяются на противоположные) правила и нормы обычного поведения, в т. ч. и словесного общения (отменяются запреты на слова, которые публично употреблять не принято). Свобода и раскованность поведения людей, предусматриваемые правилами карнавала, способствуют временной компенсации жестких норм социального поведения, присущих обычной жизни, а в определенном смысле и социальной интеграции общества. Средством художественного выражения перевертывания социальных ролей на карнавале служат маски и пародийная форма одежды.
Переодевались в одежду другого пола, надевали маски, подчеркивали телесную наготу, половые признаки. В смеховых текстах допускались нескромные шутки, нецензурные выражения (происходящие от сохранившегося языческого ритуального сквернословия).
Мир «карнавально-смеховой культуры» был противоположен средневековому идеалу святости — пути человека наверх, к Богу. Ведь Иисус в евангелических рассказах никогда не смеётся, а лишь грустно улыбается. В средневековье смех считался атрибутом дьявола («дьявольский смех» у Мефистофеля), и «смеховой» мир — путь человека вниз, к дьяволу.
В карнавальном веселье, переодеваниях, шутовстве, играх, участвовали все слои населения: простолюдины, шуты, мимы, бродячие артисты, знатные синьоры и духовные лица. Особое течение времени в мире карнавала отделяло массы людей от повседневности. Привычный уклад жизни, принятые нормы здесь меняли свое значение «наоборот»: мужское менялось с женским, умное с глупым и т. п. Обычной одежде противопоставляли лохмотья, богатству — бедность, церкви — таверну, кабачок. Пародировалась даже церковная служба.
В карнавальном действии живущее по карнавальным законам сознание человека раздваивается, его участники сменяют друг друга в лидерстве и, следуя эстетике карнавала, растворяются в массах, поскольку карнавал всенароден. «Карнавальное действие» способно разворачиваться одновременно в нескольких местах, а участники, они же зрители, имеют возможность выбирать, участвовать, наблюдать за всеми элементами зрелища одновременно.
В эпоху колониальных завоеваний карнавалы распространились в Латинской Америке, впитав там традиции негритянских праздников. Сегодня наиболее величественны карнавалы в Рио-де-Жанейро, в США (Нью-Орлеан).
Литература:
1. Бахтин, М.М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Возрождения. 2 изд. / М.М. Бахтин. — Москва: Худ. лит.,1990. — 514 с.
2. Новиков, В.С. Феноменология фольклора : монография / В.С. Новиков. — Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — 132 с.
- Российская федерация
- Содержание
- Опд.Ф.09. Народная художественная культура
- Пояснительная записка
- Тематический план курса
- Содержание курса
- Раздел 1. Народная художественная культура и ее историческая динамика
- Тема 1. 1. Общее понятие о народной художественной культуре
- Тема 1. 2. Виды и формы народного художественного творчества
- Тема 1. 3. Мифологические истоки народной художественной культуры
- Тема 1. 4. Мифологические истоки руской народной культуры
- Тема 1. 5.
- Тема 1. 6.
- Раздел 2. Фольклор и фольклористика
- Тема 2. 1. Исследования фольклора в западной науке
- Тема 2. 2. Собирание и исследования фольклора в отечественной науке
- Тема 2. 3. Возникновение и развитие фольклора
- Тема 2. 4. Специфические признаки фольклора
- Тема 2. 5. Фольклорные жанры народов мира : словесные, словесно-музыкальные, музыкально-хореографические, драматические произведения
- Тема 2 6. Устное народное творчество : несказочная проза
- Тема 2. 7. Народное песенно-музыкальное творчество
- Тема 2.8. Сказки и их классификация
- Тема 2.9. В.Я. Пропп как исследователь сказки
- Тема 2.10. Народный героический эпос
- Тема 2.11 фольклорный театр
- Раздел 3. Народное художественное творчество
- Тема 3.2. Русский народный земледельческий календарь
- Тема 3. 3. Русские народные праздники
- Тема 3.4 русский свадебный обряд
- Тема 3. 5. Карнавально-смеховая культура в западных странах
- Тема 3. 6 эстетика карнавала
- Тема 3.7. Русские скоморохи
- Тема 3.8. Народное художественное творчество и профессиональное искусство
- Тема 3. 9. Любительское направление в системе народной художественной культур.
- Тема 3. 10. Основные виды декоративного и прикладного искусства в современной народной художественной культуре
- Тема 3. 11 народные художественные промыслы и ремесла
- Тема 3. 12. Народное зодчество
- Тема 3. 13 народная игрушка
- Тема 3. 14 русский народный костюм.
- Раздел 4.
- Тема 4. 2 организация и научно-методическое руководство народным творчеством
- Тема 4. 3. Технологические основы работы с самодеятельным художественным коллективом
- Качества руководителя самодеятельного художественного коллектива:
- Темы рефератов и заданий для срс
- Рекомендации к написанию контрольных работ и рефератов Подготовительная работа
- Контрольнаяработа и реферат пишется по плану
- Составление картотеки, включая журнальные и газетные публикации
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Вопросы для студентов заочного отделения
- Основная литература:
- Дополнительная литература: