logo
СКД

Тема 3. 5. Карнавально-смеховая культура в западных странах

Понятие «Сarnival» — происходит от франц. слов «мясо, прощай»! и связано со временем, предшествующем Великому посту перед Пасхой.

Карнавал — зрелищно-эстетическое действие, характерное для народной «смеховой», «неофициальной» (нецерковной) культуры эпохи средневековья и Возрождения, а также и для более поздних театральных, цирковых, литературных и др. зрелищных форм, опирающихся на традиции или их воспроизводящих.

Традиция карнавалов, как массовых народных гуляний в Италии древняя, и уходит корнями в языческий праздник римских Сатурналий, на время которого (в середине декабря) отменялись все сословные различия, люди надевали маски и пр.

В средневековье карнавалы были особенно популярны в Италии и Южной Франции. Лидерство среди них принадлежит венецианскому карнавалу. Это был всенародный праздник, впервые занесенный в официальные документы в 1094 году дожем (главой) Венеции Витале Фалиеро. В начале XVI века, один из римских пап официально разрешил праздновать его.

Карнавал социально как бы уравнивал людей с помощью масок. Изначально карнавальный костюм состоял всего лишь из черной накидки, треуголки и белой маски. Маски вообще являются страстью венецианского карнавала. Наиболее известная из них называется «баута». Пародийная форма карнавального костюма.

Карнавал — массовое народное гулянье, праздничное зрелище, при котором нарушаются (чаше всего переворачиваются, заменяются на противоположные) правила и нормы обычного поведения, в т. ч. и словесного общения (отменяются запреты на слова, которые публично употреблять не принято). Свобода и раскованность поведения людей, предусматриваемые правилами карнавала, способствуют временной компенсации жестких норм социального поведения, присущих обычной жизни, а в определенном смысле и социальной интеграции общества. Средством художественного выражения перевертывания социальных ролей на карнавале служат маски и пародийная форма одежды.

Переодевались в одежду другого пола, надевали маски, подчеркивали телесную наготу, половые признаки. В смеховых текстах допускались нескромные шутки, нецензурные выражения (происходящие от сохранившегося языческого ритуального сквернословия).

Мир «карнавально-смеховой культуры» был противоположен средневековому идеалу святости — пути человека наверх, к Богу. Ведь Иисус в евангелических рассказах никогда не смеётся, а лишь грустно улыбается. В средневековье смех считался атрибутом дьявола («дьявольский смех» у Мефистофеля), и «смеховой» мир — путь человека вниз, к дьяволу.

В карнавальном веселье, переодеваниях, шутовстве, играх, участвовали все слои населения: простолюдины, шуты, мимы, бродячие артисты, знатные синьоры и духовные лица. Особое течение времени в мире карнавала отделяло массы людей от повседневности. Привычный уклад жизни, принятые нормы здесь меняли свое значение «наоборот»: мужское менялось с женским, умное с глупым и т. п. Обычной одежде противопоставляли лохмотья, богатству — бедность, церкви — таверну, кабачок. Пародировалась даже церковная служба.

В карнавальном действии живущее по карнавальным законам сознание человека раздваивается, его участники сменяют друг друга в лидерстве и, следуя эстетике карнавала, растворяются в массах, поскольку карнавал всенароден. «Карнавальное действие» способно разворачиваться одновременно в нескольких местах, а участники, они же зрители, имеют возможность выбирать, участвовать, наблюдать за всеми элементами зрелища одновременно.

В эпоху колониальных завоеваний карнавалы распространились в Латинской Америке, впитав там традиции негритянских праздников. Сегодня наиболее величественны карнавалы в Рио-де-Жанейро, в США (Нью-Орлеан).

Литература:

1. Бахтин, М.М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Возрождения. 2 изд. / М.М. Бахтин. — Москва: Худ. лит.,1990. — 514 с.

2. Новиков, В.С. Феноменология фольклора : монография / В.С. Новиков. — Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — 132 с.