logo
СКД

Тема 3. 3. Русские народные праздники

Связь календарных праздников с наблюдениями за природой (зимний и летний солнцеворот, весеннее и осеннее равноденствие) и циклом крестьянских сельскохозяйственных работ. Принятие православия привело за собой церковный календарь и почитание культа Иисуса, Богородицы, апостолов, евангелистов, святых, великомучеников, каждому из которых посвящался какой-либо день (или несколько дней) в году.

Эти имена подчинились ритму труда и быта земледельца; оказались нужны аграрному календарю, помогли превратить свод народных знаний в стройную систему исчисления времени. «Святцы» послужили канвой, в которую укладывался практический опыт крестьянина и которая вобрала в себя так же языческие обряды и праздники. Совмещение народного, аграрного (солярного в основе) счета времени с церковным счетом времени по Пасхе, привело к сосуществованию праздников, закрепленных за определенными днями месяца, и «скользящих», сроки которых зависели от времени празднования Пасхи. Основные русские праздники:

— Святки;

— Macленица;

— Пасха;

— Троица;

— Иван Купала;

— Ильин день.

Масленица - это русский аналог европейского карнавала, который так же проходит перед Великом постом. Связь между этими видами народного гулянья прослеживается и на уровне названий: итальянское слово «сагnеуаlе» (переводится «мясо, прощай») перекликается с одним из наименований масленицы — «мясопуст».

Масленичная неделя (или «сырная седьмица») была как бы подготовкой к строгостям поста: есть мясо уже было запрещено, зато по-прежнему дозволялось вкушать масло, молоко, сыр, рыбу, икру и прочие вещи, о которых не стоит читать на голодный желудок. И, разумеется, блины, многократно и вкусно описанные русскими классиками: Чеховым, Куприным, Лермонтовым, Шмелевым, Буниным.

Первый день масленой недели назывался «встреча». Вторник назывался «заигрыши». Именно тогда люди всерьез приступали к празднованию, зазывая гостей к себе — есть блины и кататься с ледяных горок. Среда, («лакомки») была днем, когда зятья ходили к теще на блины. Четверг считался началом настоящего, «широкого» разгула. Именно тогда масленичное веселье набирало полную силу. В четверг проводились шумные катания и знаменитые кулачные бои. Пятница («тещины вечерки») давала шанс тещам отдохнуть от стряпни и отправиться с ответным визитом к зятьям, которые были обязаны оказать им почтение и, конечно, угостить блинами. Суббота называлась «золовкины посиделки». Молодые женщины приглашали к себе золовок (для тех, кто путается в терминах родства, напоминаем, что золовкой называют сестру мужа). Гостий нужно было не только накормить от души, но и одарить. Воскресенье («прощеный день») было посвящено подготовке к Великому Посту, перед которым надлежало очиститься духовно. Все в этот день обоюдно просили друг у друга прощения за обиды — вольные и невольные, целовались и кланялись. Облегчив душу, народ вновь приступал к веселью — проводам масленицы. Соломенное чучело сжигали вместе с разным хламом (в некоторых случаях — топили в проруби или разрывали на части), чтобы ускорить наступление весны. Иногда в «погребальном» костре сгорали остатки блинов и другой скоромной пищи. Все это сопровождалось прощальными песнями.

Иван Купала (Иванова ночь, Иванов день) — один из главных праздников календаря славян, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя.

Купальские обряды, совершаемые в канун праздника («ночь накануне Ивана Купалы»), составляют сложный обрядовый комплекс, включающий: сбор трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы, ночные бесчинства.

Купала — с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили оды, пели песни. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица.

После перехода на новый стиль праздник Ивана Купала приходится на 7 июля, точнее, в ночь на 7 июля. Некоторые европейские страны отмечают Иванов день или День святого Ивана (подобие Ивана Купалы) по старому стилю, в дни летнего солнцестояния — с 20 по 26 июня. Славянская община родиноверов, чьи праздники представлены в Календаре в разделе «Праздники славян», также отмечает праздник Ивана Купалы по старому стилю — 24 июня.

Литература:

1. Андреев, В.Р. Праздники и обряды на Руси / В.Р. Андреев. — Москва : Вече, 2006. — 496 с.

2. Лазарева, Л.Н. История и теория праздников : учеб. пос. / Л.Н. Лазарева. — Челябинск : ЧГАКИ, 2004. — 278 с.

3. Круглый год. Русский земледельческий календарь // Сост., вст. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. — Москва : Правда, 1991. — 496 с.

4. Рейли, Т.В. Истоки жизни : Русские обряды и традиции / Т.В. Рейли. — Санкт-Петербург : Невский проспект, 2002. — 251 с.

5. Русский народный календарь / О.В. Третьякова, Н.В. Тверитинова. — Москва : Метафора, 2004. – 608 с.

6. Славянские традиционные праздники : Верование и ритуалы. Справочник, 2 изд. // сост. Ф.С. Капица. – Москва : Флинта Наука, 2001. — 215 с.

7. Художественное творчество народа в календарных праздниках и обрядах // Народная художественная культура : учебник / под общ. ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. — Москва : МГУКИ, 2000. — С. 76-111.