Тема 2. 3. Возникновение и развитие фольклора
Мифологические основания формирования первичных форм народного художественного творчества. Тотемизм, фетишизм, анимизм, магия, зооморфизм, антропоморизм и отражение этих древних представлений в фольклоре.
Миф как синкретический тип культуры.Объяснительная функция мифа. Происхождение волшебных сказок как трансформация мифов.
Традиционные обряды как древний пласт народной художественной культуры. Передача от поколения к поколению в бесписьменной форме, варьирование.
Обрядовая словесность (заговоры, гадания, причитания, загадки и пр.). Загадки как ритуальные испытания при инициации. Мир мертвых и мир живых. Ритуальный смех в обряде.
Игровой характер обряда. Ряжение, магия, гадания. Сакральная пища.
Календарно-земледельческие обряды. Жанровый состав обрядового фольклора (приговоры, песни, хороводы, заговоры). «Похороны» и «проводы» как ритуал. Зимние, весенние, летние, осенние обряды. Жатвенные обряды. Обряды перехода (А. ван Геппен).
Семейно-бытовые обряды. Христианские элементы семейно-бытовых обрядов. Крестины, родины, поминки. Поминовение и оплакивание. Поэтические особенности причитаний. Жанровый состав и специфика свадебного фольклора. Традиционный тип русской свадьбы.
Специфика традиционного фольклора. Особенности народного художественного творчества: коллективность, традиционность, вариативность, устные нефиксированные формы передачи, тесная связь с трудовой деятельностью, народным бытом, обычаями
Первобытный фольклорный художественный синкретизм и историческая дифференциация народного художественного творчества по видам и жанрам. Различие художественного синкретизма от синтетизма.
А.Н. Веселовский о народной поэтике в эпоху дорефлексивного традиционализма. Параллелизм — тип художественного образа, основанный на системе синкретизма.
Современный ученый В.Е. Гусев пишет: «Фольклор возник как духовное творчество родоплеменных коллективов доклассового общества, развивался как духовное творчество низших классов и социальных групп в классовом обществе и существует как вид самодеятельного духовного творчества самих грудящихся». (...) «Но в каждую историческую эпоху в зависимости от структуры общества, от положения производителей в обществе меняются содержание, форма, общественная функция фольклора, а также его удельный вес в культуре народности, нации, человечества в целом» («Эстетика фольклора»).
Периодизация исторического развития русского фольклора. Фольклор как традиционная художественная культура эпохи язычества. Типологическая близость и генетическая общность жанров восточнославянского фольклора.
Фольклор, христианизация Руси и негативное отношение церкви к фольклору. Попытки искоренения языческой обрядности, гонения на скоморохов.
Симбиоз православного календаря с традиционными народными праздниками и обрядами. Сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и др. — как народное коллективное творчество всех слоев населения Древней Руси.
Петровские реформы и формирование дворянско-городской культуры «западного» типа. Распространение в России инструментальной музыки, театра «западного» образца. «Крепостные» театры и оркестры. Параллельное существование дворянско-городской и крестьянско-деревенской культур. Их взаимодействие. Начало собирания и записей фольклора.
Формирование городского и рабочего фольклора. Влияние профессионального искусства и литературы на процессы фольклорного творчества. Художественный романтизм и использование фольклора в русской литературе и искусстве.
Эстетика фольклора как комплекс художественно-образных, выразительных и изобразительных средств (вербальных и невербальных).
Литература:
1. Каргин, А.С. Ценностная система архаической культуры в современной народной культуре // Народная художественная культура : курс лекций / А.С. Каргин. — Москва : Музыка, 1998. — С. 55-69.
2. Михайлова, Л.И. Коллективное бессознательное в социодинамике народной художественной культуре // Народная художественная культура : детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. 2 изд. / Л.И. Михайлова. — Москва : Вузовская книга, 2005. — С. 215-231.
3. Новиков, В.С. Феномен фольклора и концептуальные грани его изучения // Феноменология фольклора : монография. /В.С. Новиков. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — С. 7-21.
4. Новиков, В.С. Первые формы культов // Культурология : учебное пособие / В.С. Новиков. — Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — С. 77-79.
5. Предания старины глубокой // Древние славяне : сборник. / Мифы и легенды народов мира. – Москва : Литература, Мир книги. 2004. — С. 151-165.
- Российская федерация
- Содержание
- Опд.Ф.09. Народная художественная культура
- Пояснительная записка
- Тематический план курса
- Содержание курса
- Раздел 1. Народная художественная культура и ее историческая динамика
- Тема 1. 1. Общее понятие о народной художественной культуре
- Тема 1. 2. Виды и формы народного художественного творчества
- Тема 1. 3. Мифологические истоки народной художественной культуры
- Тема 1. 4. Мифологические истоки руской народной культуры
- Тема 1. 5.
- Тема 1. 6.
- Раздел 2. Фольклор и фольклористика
- Тема 2. 1. Исследования фольклора в западной науке
- Тема 2. 2. Собирание и исследования фольклора в отечественной науке
- Тема 2. 3. Возникновение и развитие фольклора
- Тема 2. 4. Специфические признаки фольклора
- Тема 2. 5. Фольклорные жанры народов мира : словесные, словесно-музыкальные, музыкально-хореографические, драматические произведения
- Тема 2 6. Устное народное творчество : несказочная проза
- Тема 2. 7. Народное песенно-музыкальное творчество
- Тема 2.8. Сказки и их классификация
- Тема 2.9. В.Я. Пропп как исследователь сказки
- Тема 2.10. Народный героический эпос
- Тема 2.11 фольклорный театр
- Раздел 3. Народное художественное творчество
- Тема 3.2. Русский народный земледельческий календарь
- Тема 3. 3. Русские народные праздники
- Тема 3.4 русский свадебный обряд
- Тема 3. 5. Карнавально-смеховая культура в западных странах
- Тема 3. 6 эстетика карнавала
- Тема 3.7. Русские скоморохи
- Тема 3.8. Народное художественное творчество и профессиональное искусство
- Тема 3. 9. Любительское направление в системе народной художественной культур.
- Тема 3. 10. Основные виды декоративного и прикладного искусства в современной народной художественной культуре
- Тема 3. 11 народные художественные промыслы и ремесла
- Тема 3. 12. Народное зодчество
- Тема 3. 13 народная игрушка
- Тема 3. 14 русский народный костюм.
- Раздел 4.
- Тема 4. 2 организация и научно-методическое руководство народным творчеством
- Тема 4. 3. Технологические основы работы с самодеятельным художественным коллективом
- Качества руководителя самодеятельного художественного коллектива:
- Темы рефератов и заданий для срс
- Рекомендации к написанию контрольных работ и рефератов Подготовительная работа
- Контрольнаяработа и реферат пишется по плану
- Составление картотеки, включая журнальные и газетные публикации
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Вопросы для студентов заочного отделения
- Основная литература:
- Дополнительная литература: