1.2.1 Плечевые изделия
Рубаха
Издавна основой основ любого русского костюма является длинная, туникообразная рубаха с широкими рукавами. Рубахи были разные. Праздничные - для воскресных дней и престольных праздников, будничные -для работы дома и в поле; обрядовые делились на свадебные, предсвадебные и погребальные - «горемычные». Самую красивую рубашку невеста надевала в день свадьбы. Шилась она из лучшего домотканого полотна. Нарядные рубашки надевали в день первой борозды, в день выгона скота, в день начала сенокоса и жатвы. Верхнюю часть рубашки шили из лучшего «кужельного» полотна и называли «станом», «станушкой». Ниже талии надставляли подставу из грубой конопляной ткани, при надобности ее сменяли другой. Были рубашки и без подставы, так называемые «цельные» или «скрозные» (додольные). Если женщина среднего роста, она шьет себе рубаху такой длины, что, когда она ее надевает, подол лежит на полу.
Вышивка играла роль оберега, поэтому были четко определены места ее расположения: ошивки ворота и запястий, плечо и низ рубахи, поле рукавов. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил. Узоры вышивки были священными, божественными изображениями или знаками - символами, обладающими магической и оберегающей силой. Украшались даже «горемычные» рубахи, причем и здесь соблюдались каноны в использовании узоров и цвета. Траурная одежда была белая. При трауре по родителям носили белые рубахи с белой вышивкой, а по детям - с черной. Кроме тканых, вышитых узоров использовались разноцветные «травчатые» ленты, вьюнки, кружева, блестки, золотые и серебряные галуны и позументы. (См. приложение 6,7)
Сарафаны
Сарафан - собирательный термин, обозначавший длинную горничную одежду на широких плечиках или лямках. Существовало три основных типа сарафана: косоклинный, прямой, сарафан с лифом.
Наиболее ранними считались косоклинные сарафаны. Шились они из домотканого шерстяного материала черного, темно-синего или красного цветов. Покрой их - два прямых полотнища спереди, швы по центру и по бокам. У распашных сарафанов между полотнищами располагалась застежка со множеством пуговиц. Спинка косоклинных сарафанов имели одно прямое полотнище и два клина по бокам, иногда к клиньям пришивали по 2 и даже 4 подклинка. Подолы сарафанов богато украшались красным сукном, лентами, блестками, золотой тесьмой.
Вторая разновидность сарафанов - прямые, «московские». Они сменили косоклинные. Покрой их на удивление прост. Сарафан шьется из 4-5 прямоугольных полотнищ, собранных на груди и спине под обшивку, без застежки, удерживается на плечах лямками. Шились такие сарафаны из набивного ситца, кумача, пестряди. Носили их преимущественно молодые женщины и девушки - в праздник. (См. приложение 8)
Поверх рубахи, поневы или сарафана надевали передник, который получил название «завеска», «занавеска», «запон». Его шили из полотнища холста, перегнутого пополам, в месте сгиба делали прямоугольной формы вырез для головы. Спинка была укорочена, иногда с отверстием «окошечком». «Занавески» были с длинными рукавами и без рукавов. «Занавески» на кокетке - более поздняя замена старинного туникообразного передника.
Интенсивность цвета в орнаменте постепенно усиливалась сверху вниз за счет вставок из яркого ситца, полос узорного ткачества и вышивки, лент, кружева, бахромы. Самая широкая узорная полоса - цветная перевить - помещалась не в самом низу, а немного отступая от края.
- Введение
- Глава I. Русский народный костюм
- 1.1Классификация русского народного костюма
- 1.1.1 Основные комплексы русского народного костюма
- 1.1.2 Мужской и детский костюм
- 1.2 Состав русского народного костюма
- 1.2.1 Плечевые изделия
- 1.2.2 Поясные изделия
- 1.2.3 Обувь и головные уборы
- 1.2.4 Прически, аксессуары и украшения
- 1.3 Роль и значение русского народного костюма
- Глава II. Русский народный костюм в современном мире
- 2.1 Последние тенденции мировой моды
- 2.1.1 Тенденции зарубежных домов моды
- 2.1.2 Последние тенденции российских подиумов
- 2.2 Русский народный костюм в жизни современного человека
- 2.3 Русские этнические мотивы в коллекциях известных дизайнеров
- 2.3.2 Коллекции российских дизайнеров
- Заключение
- Глава 8. Русский народный костюм
- История бытования русского народного костюма.
- Тема 3. 14 русский народный костюм.
- 8.1. Мода на «русское».
- Разработка формы костюма по аналогии с народным костюмом
- 4.2. Творческая трансформация первоисточника при создании современного костюма.
- Глава 8. Русский народный костюм
- 3. Стилевые признаки народного костюма
- Глава 8. Русский народный костюм