1.2.4 Прически, аксессуары и украшения
Прически
"Девичья коса - всему миру краса" - говорилось в народе. До замужества в будни девушки чаще всего заплетали волосы в одну косу в три пряди, спускавшуюся по спине, и вплетали в нее тряпочки или простые ленты, по которым следили за ростом волос. В праздничные дни в косу вплетали яркую шелковую ленту, разнообразные бисерные или парчовые косники и даже колокольчики. Замужние крестьянки в отличие от девиц обычно заплетали волосы в две косы на висках и завязывали их надо лбом, образуя "рога" или закручивали узлом на затылке. Иногда волосы, не заплетая, прятали под головной убор.
Согласно древнему обычаю, девичьи головные уборы не закрывали темени и представляли собой жесткий обруч или мягкую повязку, которые скреплялись на затылке лентами. Иногда эти ленты завязывали бантом или заменяли одной шелковой либо бархатной полосой, сплошь расшитой золотыми нитками.
Вступление девушки в брак означало ее полное подчинение семье мужа. По представлениям древних славян, волосы обладали чарующей магической силой, связанной с идеей плодородия, продолжения рода и его благополучия, олицетворяли половую силу. Этим объясняется большое значение, которое придавалось в свадебных обрядах акту перемены прически и головного убора (распускание и расчесывание волос перед венцом как символ вступления в брак, плачи невесты по ее девичьей косе - "красоте", выкуп женихом косы невесты, обряд "скручивания", когда после венца свахи заплетали волосы новобрачной в две косы и навсегда скрывали их от посторонних глаз под женским головным убором). У А. Н. Афанасьева читаем: "Как простоволосие считается за грех для замужних, так "самокрутье" (убирать голову по-бабьи) - для девиц. Н. И. Гаген-Торн пишет, что открыть женщине волосы на людях считалось страшным грехом, так как это "освобождение своей магической силы и тем самым - бунт против чужого рода и брачных уз, ее к нему привязавших". С растрепанными, спутанными волосами представлялись славянам лишь представительницы нечистой силы - ведьмы, русалки. О нечесаной девке говорили: "Ходит как русалка ". Вместе с тем бывало, что женщинам позволялось распускать волосы и как бы освобождать свою половую силу. Например, во время родов, проведения сохой магического круга для предохранения селения от морового поветрия и проч.
Аксессуары
Непременной частью одежды был тканый, витой, плетеный, вязаный или ременный пояс. Парни опоясывались по нижней одежде, а взрослые мужики - по верхней. Обычно молодые мужчины подпоясывались по талии, а пожилые, чтобы подчеркнуть дородность, - по бедрам. В целом силуэт мужского костюма, в отличие от женского, не скрывал, а подчеркивал места членения фигуры.
Украшения
Важное место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелки из жемчуга и бисера, цветной шерсти, гайтаны - низанные из бисера, к которым привешивались кресты, образки, янтарные бусы, бусы из дутого стекла, ленты. Большой любовью пользовались крупные серьги, подвески, иногда они достигали плеч. Цветные пояса, узкие плетеные опояски и широкие радужные тканые кушаки дополняли и украшали костюм, завершая цельность всего ансамбля.
- Введение
- Глава I. Русский народный костюм
- 1.1Классификация русского народного костюма
- 1.1.1 Основные комплексы русского народного костюма
- 1.1.2 Мужской и детский костюм
- 1.2 Состав русского народного костюма
- 1.2.1 Плечевые изделия
- 1.2.2 Поясные изделия
- 1.2.3 Обувь и головные уборы
- 1.2.4 Прически, аксессуары и украшения
- 1.3 Роль и значение русского народного костюма
- Глава II. Русский народный костюм в современном мире
- 2.1 Последние тенденции мировой моды
- 2.1.1 Тенденции зарубежных домов моды
- 2.1.2 Последние тенденции российских подиумов
- 2.2 Русский народный костюм в жизни современного человека
- 2.3 Русские этнические мотивы в коллекциях известных дизайнеров
- 2.3.2 Коллекции российских дизайнеров
- Заключение
- Глава 8. Русский народный костюм
- История бытования русского народного костюма.
- Тема 3. 14 русский народный костюм.
- 8.1. Мода на «русское».
- Разработка формы костюма по аналогии с народным костюмом
- 4.2. Творческая трансформация первоисточника при создании современного костюма.
- Глава 8. Русский народный костюм
- 3. Стилевые признаки народного костюма
- Глава 8. Русский народный костюм