1.1 Историческая ситуация
Совпавшее с концом николаевского царствования завершение в 1856 году Крымской войны, показавшей экономическую и политическую несостоятельность крепостнической России, сильно повлияло на гражданское сознание широких слоёв населения. Создалась почва для общедемократического подъёма в стране. [16]
На деятелей литературы и искусства, на петербургское студенчество произвела большое впечатление публичная защита Чернышевским диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855).
Общественный фон и ослабление цензурных ограничений способствовали и обострению гражданских чувств и большей свободе легальной критики социальных недостатков. [21] Событием в культурной жизни явилось издание первого сборника стихотворений Н. А. Некрасова и печатание «Губернских очерков» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1856). Более независимыми в выражении своих общественных позиций могли быть теперь и художники. В живописных произведениях на повседневные темы снова зазвучали критические, «некрасовские» ноты, а сам бытовой жанр начинал завоёвывать ведущие положение в живописи. Это было естественной реакцией на длительное противодействие сближению искусства с жизнью современных людей и отвечало одному из главных положений Н. Г. Чернышевского: «Существенное значение искусства - воспроизведение всего, что интересно для человека в жизни… объяснение жизни, приговор о явлениях её».
Эволюция бытового жанра в течение ближайших нескольких лет характеризовалась дальнейшим развитием обличительной и вообще социально значимой тематики. Это объясняется тем общественным настроем широких слоёв демократической интеллигенции в период революционной ситуации рубежа 1850 - 1860-х годов. Как никогда художники находились под воздействием революционно-демократического движения. Их сознательное обращение к темам, отражавшим современные им социальные проблемы, - одна из главных особенностей искусства той поры.
Ещё мало изучены контакты творческой молодёжи середины века с общественным, в частности студенческим, движением. Но некоторые известные факты, касающиеся художников столицы, весьма существенны. Например, воспитанники Академии были не только знакомы с передовой журналистикой (и порой выступали как рисовальщики-сатирики), но хранили и переписывали нелегальные прокламации. Среди последних - революционное воззвание «К молодому поколению», за которое поэт М. Л. Михайлов поплатился свободой, а потом и жизнью. Художник Ф. С. Журавлёв был причастен к делу о чтении «Колокола» и запрещённой литературы, в связи с чем находился под надзором полиции. В. И. Якоби обращался к революционно-демократическими деятелями, создал портретное изображение М. Л. Михайлова, заковываемого в кандалы. Тема ареста и ссылки революционера-интеллигента нашла отражение и в произведениях других авторов, упоминавшихся современниками. С революционно настроенным студенчеством имели контакты М. И. Песков, И. И. Шишкин и другие. Наконец, Петербургская артель художников возникла через несколько месяцев после опубликования романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?», написанного в камере Петропавловской крепости.
Всё это косвенно свидетельствует о настроениях и общественной позиции художников. Социально-критическая тема в их произведениях получала в это время многоплановую интерпретацию и находила порой выражение даже в картинах, отмечавшихся академическими наградами. Такое положение было возможно лишь в недолгий период либерализма, отличавшего Академию художеств в 1859 - 1863 годах.
Перечислю направления которые развивались в XVIII веке.
Классицизм - (от лат. classicus -- образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 -- начале 19 веков, обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров -- «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). Изобразительное искусство отличается логичным развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции. Представители классицизма в России живописцы А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, скульпторы М. И. Козловский, И. П. Мартос.
Ампир - (от франц. empire, букв. -- империя), стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий 19 века, завершивший развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Древнего Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров. Идеи величия государственной власти ампир выражал и в архитектуре ряда европейских стран, в т. ч. и в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин).
Русский стиль (псевдорусский стиль) тенденции к возрождению образов древнерусской архитектуры и декоративного искусства в культуре 19-20 вв. Пережил несколько стадий, различающихся в зависимости от своей исторической ориентации (на «узорчатый» 17 в., или более древние, московско-кремлевские, новгородские, псковские или владимиро-суздальские образцы). В 1830-х гг. возник «русско-византийский» стиль (К. А. Тон). С 1870-х гг. русский стиль развивается, опираясь на народное деревянное зодчество и резьбу (И. П. Ропет, В. А. Гартман). Свое отражение этот стиль нашел в работах архитектора В. О. Шервуда. Последовательно сочетался с другими, интернациональными стилями -- от архитектурного романтизма первой половины 19 века до стиля модерн. Понятие русского стиля употребляется также и в тематическом смысле по отношению к художественным мотивам национального пейзажа, истории, фольклору (напр., в искусстве В. М. Васнецова или И. Я. Билибина).
Романтизм - (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 -- 1-й пол. 19 вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону. Романтизм -- это эстетическая революция, которая вместо науки и разума (высшей культурной инстанции для эпохи Просвещения) ставит художественное творчество индивидуума, которое становится образцом, «парадигмой» для всех видов культурной деятельности. Основная черта романтизма как движения -- стремление противопоставить бюргерскому, «филистерскому» миру рассудка, закона, индивидуализма, утилитаризма, атомизации общества, наивной веры в линейный прогресс -- новую систему ценностей: культ творчества, примат воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем. Причем довольно быстро аксиология романтизма выходит за рамки искусства и начинает определять стиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни.
Парадоксальным образом романтизм соединял культ личной неповторимости индивидуума с тяготением к безличному, стихийному, коллективному; повышенную рефлективность творчества -- с открытием мира бессознательного; игру, понимаемую как высший смысл творчества, -- с призывами к внедрению эстетического в «серьезную» жизнь; индивидуальный бунт -- с растворением в народном, родовом, национальном. Эту изначальную двойственность романтизма отражает его теория иронии, которая возводит в принцип несовпадение условных стремлений и ценностей с безусловным абсолютом как целью.
Основные особенности романтического стиля:
1. игровая стихия, которая растворяла эстетические рамки классицизма;
2. обостренное внимание ко всему своеобычному и нестандартному;
3. интерес к мифу и даже понимание мифа как идеала романтического творчества;
4. символическое истолкование мира;
5. стремление к предельному расширению арсенала жанров;
6. опору на фольклор, предпочтение образа понятию, стремления -- обладанию, динамики -- статике;
7. эксперименты по синтетическому объединению искусств;
8. эстетическую интерпретацию религии, идеализацию прошлого и архаических культур, нередко выливающуюся в социальный протест; эстетизацию быта, морали, политики.
Отказ от просвещенческой аксиомы разумности как сущности человеческой натуры привел романтизм к новому пониманию человека: под вопросом оказалась очевидная прошлым эпохам атомарная цельность «Я», был открыт мир индивидуального и коллективного бессознательного, прочувствован конфликт внутреннего мира с собственным «естеством» человека. Дисгармония личности и ее отчужденных объективаций особенно богато была тематизирована символами романтической литературы (двойник, тень, автомат, кукла, наконец - знаменитый Франкенштейн, созданный фантазией М. Шелли).
Романтическая натурфилософия, обновив возрожденческую идею человека как микрокосма и привнеся в нее идею подобия бессознательного творчества природы и сознательного творчества художника, сыграла определенную роль в становлении естествознания 19 века. Гуманитарные науки также получают от романтизма импульс, значимый для истории, культурологии, языкознания.
Этапы развития романтизма:
1. Зарождение в 1798-1801 гг. йенского кружка (А. Шлегель, Ф. Шлегель, Новалис, Тик, позже - Шлейермахер и Шеллинг), в лоне которого были сформулированы основные философско-эстетические принципы романтизма;
2. Появление после 1805 гейдельбергской и швабской школ литературного романтизма;
3. Публикация книги Ж. де Сталь «О Германии» (1810), с которой начинается европейская слава романтизма;
4. Широкое распространение романтизма в рамках западной культуры в 1820-30 гг.;
5. Кризисное расслоение романтического движения в 1840-х, 50-х гг. на фракции и их слияние как с консервативными, так и с радикальными течениями «антибюргерской» европейской мысли.
Философское влияние романтизма заметно, прежде всего, в таком умственном течении, как «философия жизни». Своеобразным ответвлением романтизма можно считать творчество Шопенгауэра, Гельдерлина, Кьеркегора, Карлейля, Вагнера-теоретика, Ницше. Историософия Баадера, построения «любомудров» и славянофилов в России, философско-политический консерватизм Ж. де Местра и Бональда во Франции также питались настроениями и интуициями романтизма. Неоромантическим по характеру было философствование символистов конца 19- начала 20 веков. Близка романтизму и трактовка свободы и творчества в экзистенциализме.
В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо -- в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. 19 века под влиянием литературы романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре и музыкальной программности).
Главные представители романтизма в изобразительном искусстве в России -- живописцы О. А. Кипренский, А. О. Орловский.
Реализм - понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания.
Ведущие принципы реализма:
1 объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала;
2 воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей);
3 предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска).
Такое было развитие направлений в данный период в искусстве. Каждое их них выделялось какими-то своими качествами, но и были похожи с другой стороны друг на друга. В каждом направлении были свои особые знаки привлекающие зрителей.